Становление речи начинается с лепета. Нельзя
оставаться безучастными к этим первый речевым попыткам детей, надо
давать им для подражании все новые звуковые сочетания, свойственные
нашему родному языку, побольше разговаривать с ребенком. Если он раньше
времени перестал лепетать, необходимо срочно проверить его слух.
У некоторых детей часты заболевания горла. Это может повести к потере
чистоты и звучности голоса. Надо, не откладывая, лечить горло.
Качество речи зависит не только от состояния органов, с которыми связано
произнесение звуков. Огромную роль играет влияние среды. Дети невольно
подражают разговору окружающих. С ребенком надо правильно говорить и
нельзя искусственно подделываться под язык малыша.
Ребенок не должен расти в одиночестве — только в коллективе
совершенствуете и его речь и он обогащается новыми словами и мыслями. Не
следует молча одевать, кормить малыша, все это должно сопровождаться
разговором, разъяснением. С детьми постарше надо беседовать, помогать им
заучивать стихи. Но нельзя навязывать им все новые и новые слова и
фразы, порой для них весьма трудные. Такая перегрузка может только
ухудшить речь. Умение ребенка разговаривать «как взрослые» нередко
свидетельствует о его повышенной нервности.
У многих детей, когда они еще только овладевают навыками речи, бывают
недостатки произношения. Со временем это проходит, но все-таки при
разговоре с таким ребенком нужно учитывать характер дефекта. Если малыш
торопится, как бы «проглатывает звуки», следует говорить с ним
замедленно, чуть растягивая слова: если он «смазывает» звуки, надо их
отчеканивать. Нельзя заставлять малыша правильно повторять звуки,
которые ему не удаются, это непосильная для него задача. Важно самим
произносить их четко, а ребенок будет стараться подражать.
Окрики, наказания не способствуют улучшению речи, а, наоборот, ведут к
закреплению недостатков.