Полиспасты (автокраны)

  Главная       Учебники - Автокраны       Автомобильные краны (Зайцев Л.В.) - 1987 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Полиспасты (автокраны)

 

 Система, состоящая из подвижных и неподвижных блоков, огибаемых канатом, представляет собой простейшее грузоподъемное устройство — полиспаст (рис. 107, е), с помощью которого можно уменьшить усилие, развиваемое лебедкой, изменить направление прилагаемого к грузу усилия (т. е. тянуть за свободный конец полиспаста вниз или в сторону) и уменьшить скорость подъема груза по сравнению со скоростью каната, наматываемого на барабан лебедки.

Полиспаст характеризуется кратностью, показывающей, во сколько раз требуемое для подъема груза усилие меньше заданной массы груза. Так как число ветвей полиспаста, на которое распределяется масса поднимаемого груза, численно равно кратности полиспаста, можно рекомендовать следующий простой способ ее определения. Если полиспаст мысленно рассечь плоскостью (рис. 107, г), пересекающей все ветви каната, который огибает блоки, то кратность полиспаста численно будет равна числу пересеченных плоскостью канатов. Чем больше кратность полиспаста К, тем меньше усилие Р, которое необходимо развить лебедкой для подъема заданного груза Q, и тем больше скорость наматываемого на барабан каната vK, которая обеспечивает заданную скорость подъема груза vr. Другими словами, vK = Кvr, и Рг = Р/Кг\ = Qg/Kr\, где г| — КПД полиспаста, а д — ускорение свободного падения.

Блоки полиспаста закрепляют на двух или нескольких (по вертикали) параллельных осях, образуя неподвижные и подвижные блочные обоймы. Крюк грузового полиспаста подвешивают в подвижной обойме полиспаста, а неподвижную обойму крепят к оголовку стрелы. Свободный конец каната полиспаста закрепляют на подвижной или неподвиж-
ной обойме (стреле, двуногой стойке).

Для подъема груза на автомобильных кранах применяют двух-, трех-и четырехкратные полиспасты (полиспасты с кратностью 2, 3 и 4).
 

 

 

 

Рис. 108. Двух- (а) и трехкратный (о) полиспасты подъема груза:
1,7 — неподвижные отклоняющие блоки, 2 — подвижный блок, 3 — крюковая подвеска, 4 — барабан, 5 — конусная втулка, 6 — головка стрелы

 

 


Двухкратный полиспаст (рис. 108, а) состоит из неподвижного блока /, установленного на головке 6 стрелы, и‘подвижного 2, установленного в крюковой подвеске 3. Неподвижный блок головок стрелы и гуськов, с которого канат полиспаста уходит на барабан лебедки, называют отклоняющим. Грузовой канат, закрепленный на головке стрелы конусной втулкой 5, огибает неподвижный блок 1 и уходит на барабан 4 грузовой лебедки. При установке полиспаста на основных и удлиненных стрелах с гуськами и башенно-стреловом оборудовании грузовой канат, обогнув отклоняющий блок, уходит на барабан, огибая один или несколько направляющих блоков, установленных в необходимых местах стрелового оборудования.

Трехкратный полиспаст (рис. 108,6) состоит из подвижных блоков 1 и 7, установленных на головке стрелы, и подвижного блока 2, установленного в крюковой подвеске. Грузовой канат, закрепленный в верхней части щек крюковой подвески с помощью конусной втулки, огибает блоки 7 и 2 и переходит на блок 7, огибает его и уходит на барабан грузовой лебедки. Четырехкратный полиспаст ана-логичен по устройству двухкратному и отличается только тем, что в крюковой подвеске располагаются два подвижных блока, а на головке стрелы — неподвижный и отклоняющий блоки.

Для подъема стрелы используют двух-, четырех- и пятикратные полиспасты (полиспасты с кратностью 2,

4 и 5).

 

 

 

 

Рис. 109. Полиспасты подъема стрелы: а — двухкратный, б — четырехкратный, в — пятикратный; 1, 9, 12 — неподвижные блоки, 2 — барабан, 3 — ось ' головки двуногой стойки, 4, 13 — подвижные блоки, 5 — направляющий блок, 6 — ось, 7, 10 — траверсы, 8 — ось головки стрелы, 11 — датчик усилий ограничителя грузоподъемности

 

 



Двухкратный полиспаст (рис. 109 а ) состоит из неподвижного отклоняющего блока /, установленного на осп 3 головки двуногой стойки поворотной рамы, и подвижного 4, установленного на подвижной траверсе 7. Стреловой канат, закрепленный на оси 3 головки двуногой стойки, огибает блок 4 и через блок 1 уходит на барабан 2 стреловой лебедки. Траверса 7 связана оттяжками с головкой стрелы через ось 6, на которой установлен направляющий блок 5 для грузового каната.

Четырехкратные полиспасты (рис.109,6) наиболее широко применяют на автомобильных кранах. Их конструкция
зависит от места расположения ограничителя грузоподъемности и места установки подвижных блоков полиспаста. Если ограничитель грузоподъемности устанавливают на поворотный раме (КС-2561Д), стреловой канат крепят к рычагу ограничителя, огибают им два подвижных, неподвижный и отклоняющий блоки и направляют на стреловую лебедку. Неподвижные блоки устанавливают на головке двуногой стойки, а подвижные — на головке стрелы или подвижной траверсе, связанной оттяжками со стрелой.

На кранах с ограничителем грузоподъемности ’ ОГП-1 датчик усилий 11 устанавливают на оттяжках между осью

3 головки двуногой стойки и неподвижной траверсой 10 (или между головкой стрелы и подвижной траверсой). Неподвижный блок 9 установлен на траверсе 10. Стреловой канат крепят на головке двуногой стойки. Огибая последовательно подвижный блок 4, установленный на оси 8 головки стрелы, неподвижный 9 и подвижный 4 блоки, канат через откло-няющий блок 7 уходит на барабан 2 стреловой лебедки.

Пятикратный полиспаст (рис. 109, в) состоит из неподвижных блоков 7, 12 и 9, установленных на оси 3 головки двуногой стойки и оси неподвижной траверсы 10, и подвижных блоков 4 и 73, установленных на подвижной траверсе 7. Траверса 7 оттяжками соединена с осью 8 головки стрелы. Датчик усилий 11 ограничителя грузоподъемности установлен на оттяжках между головкой стойки и траверсой 10. Стреловой канат крепят на подвижной траверсе 7. Огибая последовательно блоки 72, 4, 9, канат через блок 7 уходит на барабан 2 стреловой лебедки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..