Конструкция гидробаков оказывает значительное влияние на
сохранение маслом своих свойств и функционирование всей
гидравлической системы. В гидробаках масло охлаждается, и из
него удаляются пузырьки воздуха. Емкость гидробака компенсирует
расширение жидкости при нагревании, разность объемов полостей
поршневых гидроцилиндров при их работе, а также изменение объема
масла в плунжерных гидроцилиндрах.
Составными частями гидробаков являются фильтры и сапуны,
поддерживающие масло в чистоте.
Объем гидробака в отечественных комбайновых гидросистемах
подбирают так, чтобы он соответствовал 1/4— 1/3 минутной
производительности гидросистемы. При этом учитывают, чтобы
гидробак имел достаточную высоту, которую выбирают в зависимости
от изменения уровня масла в резервуаре (связано с разностью
объемов штоковых и бесштоковых полостей поршневых
гидроцилиндров, а также с наличием в системе плунжерных
гидроцилинд-ров); высоты всасывающего патрубка над дном
гидробака; минимальной высоты столба жидкости над всасывающим
патрубком, необходимой для предотвращения всасывания воздуха из
гидробака в насос; допустимых колебаний уровня масла по меткам
щупа; высоты гидробака, не заполненного жидкостью при
максимальном уровне масла. В зерноуборочных комбайнах и
самоходных шасси широко применяют плунжерные гидроцилиндры (для
подъема и опускания жатки и мотовила, в вариаторе мотовила).
При подъеме потребителей насос, всасывая масло из резервуара,
нагнетает его в плунжерные гидроцилиндры. Объем масла в
гидробаке уменьшается. При опускании потребителей, имеющих
плунжерные гидроцилиндры, масло из гидроцилиндров сливается в
гидробак и объем масла в баке увеличивается. Изменяется объем
масла в гидробаке и при работе потребителей, имеющих поршневые
гидроцилиндры. Так, объем масла, нагнетаемый насосом в штоковую
полость гидроцилиндра, меньше, чем его вытесняется в гидробак из
штоковой. В этом случае уровень масла в гидробаке повышается, а
при нагнетании насосом масла в штоковую полость — уменьшается.
Изменение объема масла в гидробаках комбайновых гидросистем от
изменения температуры в течение смены не превышает 3% объема
этого масла. С учетом этих колебаний объема масла, а также его
вспенивания объем воздуха в баке принимают не менее 10—15% от
объема заполненного жидкостью.
Корпуса гидробаков зерноуборочных комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и
их модификаций (рис. 109), комбайнов «Нива» и «Колос» (рис. 110)
и самоходных шасси выполняют сварными. В комбайнах они имеют
круглую, а в самоходном шасси — овальную форму. В верхнюю крышку
бака вварена горловина 9 (рис. 109) или 12 (рис. 110), в которую
вставлен сливной стакан с набором фильтрующих элементов
сетчатого типа. Сливаемое в гидробак масло, проходя через
отверстия фильтрующих элементов, очищается от посторонних
механических примесей. Размер квадратной ячейки фильтрующей
сетки 0,125Х Х0.125 мм при диаметре проволоки 0,09 мм. Элементы
надеты на вваренную в стакан трубу, имеющую либо продольные
прорези (рис. 109), либо ряд отверстий в диаметрально
противоположных плоскостях (рис. 110). Сливной резервуар
зафиксирован в горловине пружинным кольцом. На комбайнах СК-3,
СК-4, СКД-5 и самоходном шасси пакет фильтрующих элементов
сжимает круглая гайка 4 (рис. 109), а на комбайнах «Нива» и
«Колос» верхний фильтрующий элемент упирается в корпус 7 (рис.
110) предохранительного клапана, ограничивающего возрастание
давления в гидросистеме при засорившихся фильтрующих элементах.
В комбайнах СК-3, СК-4 и СКД-5 предохранительный клапаи состоит
из корпуса 19 (рис. 109), шарика 25, пружины 22 и гайки 21 с
контргайкой 20. Пружина прижимает шарик к гнезду через
крестовинки 23 и 24. С трубой 26 клапан соединен на резьбе.
В гидробаке комбайнов «Нива» и «Колос» применен
предохранительный клапан упрощенной конструкции. В клапане
отсутствуют крестовинки, и пружина 6 (рис.
110) давит непосредственно на шарик 8. С противоположной стороны
пружина упирается в заклепку 9. С трубой 28 сливного стакана
предохранительный клапан соединен проволочным штифтом 10, края
которого разведены.
СКД-5 и их модификаций регулируют на давление открытия 1,5
кгс/см2 специальным ключом, прикладываемым к комбайнам.
На самоходном шасси в клапане фильтра имеется регулировочный
винт 9 (рис.
111) с прорезью под отвертку. После регулировки винт стопорят
контргайкой 8.
Внутренняя поверхность бака сообщается с атмосферой через сапун.
На комбайнах СК-3 и СК-4, СКД-5 разборный сапун состоит из
стакана 12 (рис. 109), заполненного набивкой, крышки 11, стержня
13 с метками уровня масла и отражательной шайбы 10,
предохраняющей гидробак от попадания внутрь его влаги. В
самоходном шасси СШ-75 и комбайнах «-Нива» и «Колос» сапун
неразборный, с защитными шайбами 18 (рис. 110) для исключения
выплескивания масла из гидробака. На стержне сапуна установлен
цилиндрический магнит для улавливания металлических частиц.
На стержне сапунов имеются метки верхнего и нижнего уровня
масла.
Из гидробака насос засасывает масло через патрубки, вваренные в
дно гидробака. На патрубок большего диаметра надевают шланг
насоса НШ-32Э (или НШ-32У), а на патрубок меньшего диаметра —
шланг насоса НШ-10Д (или НШ-10Е). В гидробаке комбайнов «Нива» и
«Колос» в дне гидробака имеется третий патрубок 27 (рис. 110),
изогнутый внутри, для подсоединения сливного шланга
гидрообъемного рулевого управления. Патрубки 23, 24 и 27
выполнены разной высоты от дна бака. Это необходимо для
повышения надежности работы гидрообъемного
При разборке фильтров клапан не разбирают. С трубы сливного
стакана снимают все фильтрующие элементы с уплотнительными
кольцами. Каждый фильтрующий элемент в отдельности промывают в
дизельном масле или керосине. Промывают также сливной стакан,
сапун, а магнит очищают от металлических частиц.
Собирают фильтр в обратном порядке. В фильтрах, показанных на
рисунке 109, при затяжке круглой гайки 4 во избежание
повреждений фильтрующих элементов нельзя прикладывать больших
усилий, а следует только слегка сжать фильтрующие элементы и
кольца.