ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕСОСЕЧНЫХ РАБОТ

  Главная       Учебники - Лесное производство      Машины и оборудование лесозаготовок, лесосплава и лесного хозяйства

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕСОСЕЧНЫХ РАБОТ

Основные понятия. Лесосечные работы являются первой фазой производственного процесса лесозаготовок. Их технология определяется общим технологическим процессом всего лесозаготовительного предприятия и в первую очередь видом продукции, вывозимой из лесосеки (деревья, хлысты, сортименты).

Для разработки каждой лесосеки должна быть выбрана такая технология, которая обеспечивала бы максимальную производительность труда рабочих и высокую выработку механизмов с наименьшей себестоимостью заготовляемых лесоматериалов.

Лесосекой называется участок лесной площади, отведенный для заготовки леса. Лесосека является местом работы мастерского участка. Здесь выполняются все работы — от валки деревьев до погрузки леса на лесовозные автомобили или на подвижной состав узкоколейной железной дороги.

Крупные лесосеки разбивают на бригадные делянки. Делянка — часть лесосеки, закрепленная на период заготовки леса за бригадой. Если лесосека невелика и в ней может работать только одна бригада, понятия делянки и лесосеки становятся равноценными. Мастерский участок в этом случае работает в нескольких лесосеках (делянках).

Пасекой называется часть бригадной делянки, с которой деревья или хлысты трелюются трактором по одному трелевочному волоку.

Пасечная лента — узкая полоса леса, вырубаемая за один проход вальщика или валочной машины.

Лесосека в процессе ее разработки имеет сеть трелевочных волоков. Пасечные волоки предназначены для трелевки леса только с пасек, по которым они проложены. Магистральный волок является собирающим, к нему примыкают пасечные волоки.
 

Магистральный волок примыкает к лесопогрузочному пункту (или складу), а тот к лесовозному усу (см. рис. 1.1 и рис. 1.2).

На выбор схемы разработки делянок влияют природные (рельеф, почва и др.) и производственные факторы (типы механизмов на валке, трелевке и погрузке леса). Основными механизмами на валке леса являются бензиномоторные пилы, на трелевке — тракторы, на погрузке — челюстные погрузчики. В настоящее время широко внедряется и машинная валка леса. Разработка делянок производится по одной из трех широко распространенных схем (рис. 1.2).

Параллельная схема (рис. 1.2, а) применима в тех случаях, когда требуется концентрация леса в одном месте: к сучкорезной машине или к месту крупнопакетной погрузки леса трактором (при отсутствии челюстного погрузчика). Среднее расстояние трелевки при этой схеме определяется по формуле 1Ср = = 0,56 + 0,5/.

Метод широкого фронта (рис. 1.2,6) применяют в тех случаях, когда погрузочные пункты просты и затраты на их устройство очень малы, а погрузка деревьев осуществляется челюстными погрузчиками. По этой схеме запасы деревьев или хлыстов создают у трасс лесовозных дорог. Среднее расстояние трелевки определяют по формуле /ср = 0,5Ь.

Радиальную схему (рис. 1.2, в) применяют в тех случаях, когда устройство погрузочных пунктов требует больших затрат, например при вывозке сортиментов. Среднее расстояние трелевки определяют по формуле /ср = 0,5Ь + 0,4/.

При любой из приведенных выше схем разработки делянок среднее расстояние трелевки леса тракторами лежит в пределах 200—400 м.

Способы разработки лесосек и пасек выбирают с учетом природных, почвенно-грунтовых условий, состояния лесонасаждений, наличия подроста и др.

Основной технологической схемой является разработка лесосек методом узких пасек, так как только при этой схеме лесовозобновление благодаря сохранению подроста обеспечивается с минимальными затратами.

 



Рис. 1.2. Схемы разработки делянок: а - параллельная; б — то же методом широкого фронта; в — радиальная; 1 — лесовозная дорога; 2 — погрузочный пункт; 3 — зона безопасности; 4 — волоки; 5— пасеки
 

 

Пасека должна иметь такую ширину, при которой крона деревьев при валке попадала бы на волок. Это уменьшает по-врежденность подроста и облегчает обрубку и сбор сучьев. Порубочные остатки, оставленные на проезжей части волока для его укрепления, улучшения проходимости тракторов, постепенно перегнивают. Таким образом, ширина пасеки должна быть равна средней высоте древостоя. Помимо того, при методе узких пасек сохраняется не только подрост, но и молодняк и подлесок, которые обеспечивают среду, необходимую для нормального развития сохраненного хвойного подроста. При выполнении лесосечных работ в зависимости от принятых на трелевке леса тракторов пасеки разбиваются на ленты, которые располагаются
вдоль пасечных волоков или под некоторым углом к ним. При
валке леса на узких пасеках намечают одну или три ленты (рис. 1.3,а,б), на более широких — три или пять лент (рис. 1.3,2). Ленты можно разрабатывать сразу по всей длине (рис.
1.3,а,б,г) или по частям (рис. 1.3, д,е). При расположении пасек под углом к волоку для сохранения подроста и удобства зацепки деревьев и сбора пачки валку производят на подкладочное дерево (рис. 1.3, е). При расположении волока по границам пасеки (рис. 1.3, в) валка деревьев выполняется на каждый из них. Положение вершин поваленных деревьев может совпадать

с направлением трелевки, если последняя выполняется зацеп-кой деревьев или хлыстов за вершины (рис. 1.3, а, б, в, д), а может и не совпадать (рис. 1.3, г, е, ж), если трелевка деревьев производится комлями вперед. При разработке пасек валочно-пакетирующими, валочными или валочно-трелевочными машинами деревья укладывают в пакеты вдоль пасечного волока или под углом к нему на машину или на землю (рис. 1.3, ж, з). Очередность и порядок разработки пасек на лесосеке и лент на пасеках определяются организацией работы бригады и безопасностью выполнения всех операций.

Системы машин для лесосечных работ. Для выполнения лесосечных работ разработано семь систем машин, позволяющих

в определенных природно-производственных условиях добиваться наибольшей производительности труда.

Система машин Л1: на валке бензиномоторные пилы, на трелевке тракторы ТДТ-55А и ТТ-4, на удалении сучьев с деревьев топор или бензиномоторные пилы и сучкорезки.

Система машин Л2: на валке бензиномото^ные пилы, на трелевке машины ТБ-1 или ЛП-18А, на удалении сучьев с деревьев бензиномоторные сучкорезки.

Система машин ЛЗ: на валке валочно-пакетирующие машины, на трелевке машины ТБ-1, ЛП-18А или подборщики пачек, на удалении сучьев с деревьев самоходные сучкорезные машины.

Система машин Л4: на валке леса валечные машины, на трелевке машины ТБ-1 и ЛП-18А, на удалении сучьев с деревьев самоходные сучкорезные машины. Второй вариант этой системы машин: на валке и трелевке валочно-трелевочные машины, на удалении сучьев с деревьев самоходные сучкорезные машины.

Система машин Л5 (намечается): на валке и трелевке валочно-трелевочные машины ЛП-17, ЛП-49 или ВТМ-4, на удалении сучьев и раскряжевке хлыстов сучкорезно-раскряжевочная машина ЛО-76.

Система машин Л6: на валке леса машина ЛП-17, на трелевке машина ТБ-1, на переработке леса на щепу передвижная рубительная машина ЛО-63.

Системы машин Л7 и Л7А базируются на стационарных и передвижных канатных установках.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..