ТИПЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Объем производства и состав работ лесопромышленных предприятий зависит
от их типа, назначения, способа доставки и отправки леса потребителям.
Поэтому лесопромышленные предприятия подразделяются на
лесозаготовительные, сплавные и перевалочные и по своей структуре могут
быть специализированными, комбинированными и комплексными.
Специализированные лесозаготовительные предприятия осуществляют
заготовку и вывозку леса, его первичную обработку на нижних складах,
отгрузку потребителям деревьев, хлыстов или ограниченного числа круглых
сортиментов.
Сплавные специализированные предприятия проводят сплав леса, перевозку
его в судах, сплоточно-формировочные работы, перевалку и отправку леса
потребителям.
Комбинированные лесопромышленные предприятия выполняют заготовку,
вывозку, сплав и переработку леса в различных вариантах. К
комбинированным предприятиям относятся лесопромышленные комплексы, в
состав работы которых наряду с деревообработкой, лесохимией,
целлюлозно-бумажным производством могут входить лесозаготовки, сплав и
лесное хозяйство. Такие предприятия строят при освоении многолесных
районов Сибири, Дальнего Востока, европейского Севера.
Комплексные лесозаготовительные предприятия сочетают функции
комбинированного предприятия с лесохозяйственным производством и
обеспечивают наиболее полное использование лесных ресурсов,
своевременное восстановление лесов при постоянном лесопользовании.
Комплексные предприятия имеют неограниченный срок действия, т. е.
являются постоянно действующими.
Лесозаготовительное производство относится к добывающим отраслям
народного хозяйства. Рассмотрим наиболее характерные особенности этого
производства. Концентрация сырья (растущего леса) на площади
весьма незначительна (в среднем 0,015—0,025 м3 на 1 м2), поэтому при
заготовке леса рабочим и машинам приходится постоянно перемещаться на
лесосеке для доставки заготовленного леса к лесопогрузочным пунктам.
Большое влияние на процесс лесозаготовок оказывают почвенно-грунтовые
условия (слабые и твердые грунты), состав насаждений, рельеф местности,
а также выполнение лесосечных и других работ на открытом воздухе во все
периоды года.
Для нормальной деятельности в течение длительного срока за
лесозаготовительным предприятием закрепляют лесосырьевую базу 1 (рис.
1.1), по которой прокладывают сеть лесотранспортных путей.
Рис. 1.1. Схема транспортного освоения лесосырьевой
базы:
1 — лесосырьевая база; 2 — лесопогрузочный пункт; 5 —лесосека; 4 — ветки
дороги; 5 — магистральная лесовозная дорога; 6 — усы, примыкающие к
веткам; 7 — нижний склад; 8 — дорога общего назначения
Заготовленный лес вывозят или на нижний склад 7, который расположен у
транспортных путей общего назначения 8 (дорога МПС, река и др.), или
непосредственно на сырьевые склады деревообрабатывающих,
целлюлозно-бумажных, лесохимических и других предприятий.
Для нормальной производственной деятельности на лесозаготовительном
предприятии принята цеховая производственная структура, зависящая от
территориального размещения цехов. На правах цехов в состав предприятия
входят лесопункты, транспортный цех, лесные нижние склады,
ремонтно-механическое и энергетическое хозяйства и т. д. В каждом цехе
могут быть несколько мастерских участков и производственных бригад.
Лесосырьевая база. Лесосырьевую базу лесозаготовительному предприятию на
весь период его деятельности выделяют из лесов государственного фонда.
Все леса СССР по своему назначению делятся на три группы: 1) леса
госзаповедников, почвозащитные, полезащитные, курортные, леса зеленых
зон вокруг городов и поселков, промышленных центров, запретные полосы
вдоль рек, вокруг озер и водоемов и др.; 2) леса, расположенные в
малолесных районах, истощенные рубками
прежних лет, особенно в центральных районах
европейской части страны; 3) леса, расположенные в многолесных районах
нашей страны.
В лесах первой группы проводят только рубки ухода и
лесовосстановительные, в лесах второй группы рубки ограничены размером
среднего прироста, в лесах третьей группы—проводят промышленные рубки;
эти леса являются основной лесосырьевой базой для обеспечения народного
хозяйства лесоматериалами.
В лесосьгрьевой базе ежегодно отводятся в рубку определенные участки
леса с запасом, необходимым для выполнения годового объема производства
как по лесозаготовкам, так и сортиментному плану. Общая площадь этих
участков и запасы леса в них составляют годичный лесосечный фонд.
Годичный лесосечный фонд отводится лесохозяйственными органами в
соответствии с лесохозяйственным планом применительно к различным
группам леса. Для своевременного планирования и выполнения
подготовительных работ на лесосеке годичный лесосечный фонд отводится за
2 года до начала работ.
Технологический процесс лесозаготовительного предприятия.
Технологическим процессом лесозаготовок называется совокупность всех
производственных операций в их неразрывной связи и последовательности, в
результате которых получаются готовые лесоматериалы.
В основе деятельности лесозаготовительнрго предприятия лежит
определенный производственный процесс, который включает работы,
непосредственно связанные с получением готовой продукции (основное
производство), и работы по подготовке и обслуживанию основного
производства (подготовительные и вспомогательные).
В состав основного производства входят работы, связанные непосредственно
с обработкой и перемещением лесоматериалов. На долю основного
производства на лесозаготовках приходится 55—65 % всех трудозатрат.
Подготовительные работы проводят для создания необходимых условий
безопасного выполнения основных операций с высокой производительностью
труда и выпуском высококачественной продукции. На долю подготовительных
работ в леспромхозах приходится в среднем 5—8 % всех трудозатрат. К
подготовительным работам относятся: подготовка лесосек, лесопогрузочных
пунктов, строительство усов лесовозных дорог и т. д.
Вспомогательные работы связаны с обслуживанием и поддержанием в рабочем
состоянии основных средств предприятия. На них приходится 35—40 % всех
трудовых затрат. К таким работам относятся ремонт машин и оборудования,
энергоснабжение, содержание дорог, зданий и сооружений, материальное
снабжение, хозяйственное обслуживание.
В зависимости от лесосырьевой базы, назначения предприятия, уровня
технической оснащенности и других факторов последовательность и место
выполнения ряда операций могут изменяться в процессе деятельности
существующего предприятия или заранее проектироваться при строительстве
нового. В связи с этим технологический процесс лесозаготовок может быть
трех типов, которые отличаются видом вывозимой продукции.
Первый тип технологического процесса включает: валку деревьев, их
трелевку на лесопогрузочный пункт, погрузку на лесовозный подвижной
состав и вывозку на нижний склад. Большая часть технологических операций
выполняется на нижних складах. Такая концентрация объемов работ
позволяет создать более благоприятные условия для применения
высокопроизводительных машин и механизмов, безопасной работы, высокого
качества выпускаемой продукции и полного использования всего древесного
сырья (включая вершины, сучья, опилки, обрезки, хвою, кору и т. д.).
Второй тип технологического процесса (вывозка хлыстов) включает
дополнительную операцию по очистке стволов деревьев от сучьев (в отличие
от первого типа). В этом случае на нижний склад поступают уже не
деревья, а хлысты.
Третий тип технологического процесса предусматривает вывозку на нижний
склад сортиментов, т. е. круглых лесоматериалов определенных размеров.
Все основные работы по получению сортиментов выполняются в условиях
лесосеки. Этот тип технологического процесса применяется в том случае,
когда определенные условия не позволяют организовать вывозку деревьев
или хлыстов (например, в трудных горных условиях).
Вывозка леса в большинстве случаев является решающим звеном в
лесозаготовительном процессе.
Наиболее устойчиво и эффективно работают те лесозаготовительные
предприятия, которые имеют хорошие дороги и производительные
транспортные средства. В себестоимости 1 м3 древесины транспортные
расходы составляют 40—50 %. Сухопутный лесотранспорт играет большую роль
в освоении лесосырьевой базы. Наиболее распространенный вид лесовозного
транспорта — автомобильный: автомобилями вывозят 82 % всей заготовленной
древесины. При благоприятных грунтовых условиях автомобильные дороги
позволяют с относительно небольшими затратами создать густую
транспортную сеть и тем самым резко сократить расстояние трелевки. В
зимний период прокладка временных ответвлений (усов) автомобильных дорог
в отличие от узкоколейных железных очень проста, что дает возможность
применять эффективные технологические схемы освоения лесосек.
При освоении разрозненных лесосек и несплошных рубках с автомобильными
дорогами не может конкурировать ни один вид лесовозного транспорта.
По узкоколейным железным и тракторным дорогам
вывозят соответственно 16 и 2 % всей заготовляемой древесины. Основным
преимуществом железных дорог по сравнению с автомобильными является
относительно небольшая зависимость вывозки леса от климатических
условий, более высокая провозная способность при больших расстояниях и
объемах ^перевозок, меньшее сопротивление движению. Но они лишены тех
преимуществ, которые имеют автомобильные дороги.
Нижние склады являются конечным пунктом, где концентрируется вывезенный
с лесосеки лес. Основным назначением нижних складов является первичная
обработка вывезенного леса и перевалка лесоматериалов с одного вида
транспорта на другой. Состав выполняемых на нижних складах операций
зависит от принятой на предприятии технологии и вида примыкания нижнего
склада (к дорогам МПС, водным путям и др.).