СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

4.6.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ



Автоматизированным называется такой процесс проектирования, при котором задачи проектирования решают с использованием математических моделей, ЭВМ и других технических средств при активном участии инженера проектировщика (проектирование без участия человека называется автоматическим).

Системы автоматизированного проектирования (САПР) по сравнению с традиционными (ручными) методами проектирования обеспечивают снижение трудозатрат на проектные работы и повышение качества проектно-сметной документации, сокращение сроков проектирования, повышения качества и снижение стоимости строительства проектируемых объектов. Повышение качества проектирования и высокий экономический эффект достигаются за счет использования методов оптимизации проектных решений, математического моделирования и многовариантной проработки проектных решений, обеспечиваемых применением современных быстродействующих ЭВМ.

Специфика САПР — автомобильных дорог (САПР—АД) обусловливается особенностью самого объекта проектирования— значительной его протяженностью, разнообразием данных, характеризующих дорогу на разных ее участках (инже-нерно-геологических, почвенно-грунтовых, рельефных и т. д.), что вызывает необходимость выделения нескольких этапов проектирования: изысканий, подготовки исходной информации, проектирования трассы, искусственных сооружений, продольного профиля, земляного ремонта, дорожной одежды; оценки проектных решений; подготовки проектно-сметной документации, включая чертежи. Выделенные этапы проектирования определяют состав подсистем САПР—АД с соответствующим информационным, математическим и программным обеспечением, необходимым для решения частных задач проектирования.

Союздорпроектом с участием других институтов разработана и внедрена САПР автомобильных дорог с автоматизацией составления с помощью графопостроителей ЭВМ всех основных чертежей проекта дороги [35}.

Институтами ЦНИИС, Ленгипротрансом и другими разработана система проектирования трассы железных дорог «Астра», которая в настоящее время совершенствуется. Активная работа по созданию САПР автомобильных дорог ведется

и за рубежом (во Франции, ФРГ, США, Финляндии и других странах). Следует отметить, что объем необходимой информации изыскательского характера для САПР—АД или «Астра» значительно возрастает по сравнению с таковым при традиционных методах проектирования. В частности, для определения оптимального положения трассы дороги на местности необходима подробная топогеодезическая и инженерно-геологическая информация в пределах полосы варьирования трассы, ширина которой в зависимости от рельефа местности и длины дороги может быть значительной (до 1/3 длины дороги).

В связи с этим современные САПР базируются на широком использовании методов аэроизысканий, электронной тахеометрии с применением тахеометров и светодальномеров, автоматически регистрирующих результаты измерений на носителях информации в виде, пригодном для непосредственного ввода в ЭВМ, геофизических методов и других технических средств и методов.

Наряду с составлением топографической цифровой модели местности на основании информации, полученной геофизическими методами (электрозондирование, спектрозональная съемка, радиоактивный каротаж и Др.), совместно с полевыми буровыми работами составляют цифровую модель геологического строения местности в пределах варьирования трассы.

Разработка САПР для лесовозно-лесохозяйственных дорог является актуальной задачей, над решением которой работают в настоящее время Карельский филиал АН СССР, Гипролес-транс, ЛТА и другие вузы и научные институты. В связи со специфическими особенностями конструктивного и эксплуатационного порядка, во многом отличающими лесные дороги от дорог общей сети, при разработке САПР—ЛЛД (лесовозно-лесохозяйственные дороги) возможно лишь ограниченное использование методов и программ САПР—АД, разработанных Союз-дорпроектом. Впредь до создания всего комплекса САПР— ЛЛД можно пользоваться рядом уже разработанных программ, позволяющих использовать современные ЭВМ для решения, многих важных частных проблем проектирования лесных дорог, например оптимизации положения проектной линии продольного профиля, конструкции дорожной одежды, размещения усов в пределах лесосеки, технологии дорожного строительства и др.

Контрольные вопросы. 1. Укажите основные этапы проектирования лесовозных дорог. 2. Как обосновать выбор типа транспорта леса и подвижного состава? 3. Укажите основные методы обоснования проектных решений.

4. Перечислите особенности применяемых схем размещения лесовозных путей в лесных массивах и условия их целесообразного применения. 5. Как учитывают при сравнении вариантов транспорта многоэтапность капиталовло-жений и переменные эксплуатационные расходы? 6. Как определяют оптимальное местоположение магистрального пути? 7. Как установить оптимальную ширину зоны тяготения к ветке, усу? 8. Каковы особенности размещения дорог в сырьевых базах действующих леспромхозов, комплексных лесных предприятий? 9. Как определить отверстие моста и подобрать отверстие трубы? 10. Что такое САПР, ее содержание и задачи? 11. Изложите основы проектирования водоотводных сооружений.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..