ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ В СЫРЬЕВЫХ БАЗАХ КОМПЛЕКСНЫХ ЛЕСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

4.3.

ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ В СЫРЬЕВЫХ БАЗАХ КОМПЛЕКСНЫХ ЛЕСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В стране создается и уже действует значительное количество комплексных лесных предприятий (КЛПХ), организуемых путем объединения леспромхозов и смежных лесхозов в единые хозяйства, задачей которых является выращивание леса, заготовка и обработка древесины, на принципах неистощитель-ного лесопользования, всемерного повышения продуктивности лесов и постоянного действия.

В состав лесного фонда, закрепленного за КЛПХ входят насаждения всех возрастов. При этом будет идеальной сырьевая база с равномерным распределением лесопокрытых площадей по классам возраста. Площадь такой базы связана с производственной мощностью КЛПХ по вывозке зависимостью

 

 

 

Как правило, КЛПХ располагают сложившейся сетью лесо-. возных дорог в участках бывшей сырьевой базы леспромхоза (до объединения), занятой облесившимися и необлесквшимися вырубками прошлых лет и остатками невырубленных спелых и перестойных насаждений, а также редкой, недостаточно развитой сетью лесохозяйственных, в основном грунтовых, дорог в участках лесного фонда, не достигших спелости. Важной задачей является разработка проекта развития и строительства дорожной сети (с использованием существующих дорог) в этой части лесного фонда, основу которой должны составлять лесовозно-лесохозяйственные дороги (ЛЛД) универсального назначения, которые должны обеспечивать в будущем выполнение всех видов работ по выращиванию и уходу за лесом и по лесо»-заготовкам, объединенных в несколько систем, по числу отдельных участков лесного фонда, входящих в сырьевую базу предприятия. Y'

С учетом собирательного характера работы ЛЛД, каждая отдельная система дорог, с учетом требований СНиП

2.05.07—85 «Промышленный транспорт» должна состоять из магистральных путей — ЛЛД 1-й категории, веток—ЛЛД 2-й категории и служебных дорог простейшего типа, как правило, без покрытий — ЛЛД 3-й категории, к которым относятся лесные проезды различных назначений, подъезды к питомникам и семенным участкам, кордонам и другие лесохозяйственные дороги, не имеющие выраженного грузооборота. При проведении сплошных рубок спелых древостоев будет необходимым и строительство лесовозных усов в пределах отводимых лесосек и на подходах к ним.

 

ЛЛД отличаются от лесовозных дорог тем, что 1) их грузонапряженность в несколько раз меньше и имеет переменный характер, возрастая по мере взросления насаждений; 2) постройка их обходится дешевле и выполняется, как правило, в несколько стадий, по мере роста объемов вывозки; 3) все виды ЛЛД являются дорогами постоянного действия.

Сырьевая база КЛПХ представляет собой грузообразующую площадь, на которой ежегодно в результате проведения различных рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок главного пользования концентрируются лесные грузы. Зная периодичность указанных рубок, степень охвата ими площадей леса соответствующего возраста и породного состава, можно определить расчетную ежегодную грузоотдачу (т/га) в течение периода каждого класса возраста.

 

Ширину зоны тяготения к магистралям ЛЛД можно определить, исходя из условий получения минимума удельных приведенных затрат на постройку в пределах зоны тяготения, со-держание и ремонт магистрали и веток (рис. 4.8) и на перевозку по ним расчетного количества грузов:

 

 

Для размещения ЛЛД можно использовать принципиальные схемы размещения лесовозных дорог (см. рис. 4.2). При размещении ЛЛД в больших участках лесного фонда КЛПХ, где выгодно применение системы путей с двумя магистралями, представляют интерес схемы путей с двумя параллельными магистралями, показанные на рис. 4.9, а также приведенная на рис. 4.2,2 левая часть.

Опыт постройки лесохозяйственных дорог показал целесообразность прокладки веток по квартальным просекам (если по-зволяет рельеф и почвенно-грунтовые условия местности).

 

 

 

 

Рис. 4.9. Схемы размещения лесовозно-лесохозяйственных дорог с двумя
параллельными магистралями

 

 

 

В схемах путей с двумя магистралями целесообразно предусматривать применение всех или части веток смежных магистралей, соединенных своими концами с постройкой дешевых служебных проездов (ЛЛД 3-й категории), что позволит организовать на дорогах кольцевое движение (без разъездов), обеспечит при необходимости, например при лесных пожарах, быструю переброску людей и транспорта из одного участка лесного фонда в другой и пр.

Размещение ЛЛД производится в следующем порядке: 1) сначала размещаются магистрали ЛЛД таким образом, чтобы они делили лесные площади зоны тяготения на две равные части; 2) затем размещают ветки ЛЛД с прокладкой в основном по квартальным просекам на расстоянии друг от друга примерно равном d0пт, определенном по формуле (4.25); здесь следует иметь в виду, что отклонение расстояния между ветками от dour (с плюсом или минусом) до 20 %, увеличивает удельные приведенные затраты лишь на 10 %; 3) после этого размещают служебные проезды и другие дороги 3-й категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..