ТРАССИРОВАНИЕ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

5.4.

 

ТРАССИРОВАНИЕ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ


Перед началом работы на карту наносят воздушную линию, т. е. прямую, соединяющую начальную и конечную точки трассы, или экономическую трассу (см. гл. 4), получаемую в результате оптимизации ее положения относительно запасов лесного сырья или лесопродуцирующих площадей (для ЛЛД), все фиксированные точки, через которые должна пройти трасса (лесные поселки, удобные места мостовых переходов и др.), и намечают конкурирующие варианты трассы.

По степени трудности трассирования различают участки вольного хода, где уклоны местности меньше принятых значений предельных уклонов, и участки стесненного хода, где естественные уклоны равны принятой величине предельных уклонов или больше ее. Камеральное трассирование начинают с участков стесненного хода и выполняют его с помощью циркуля-измерителя, величину раствора которого определяют по формуле

 

 

 

Острие одной ножки циркуля совмещают с точкой пересечения трассы с горизонталью в начале трудного участка, другой ножкой делают засечку на смежной горизонтали. Затем таким же приемом находят точку трассы на следующей горизонтали и т. д. Соединяя полученные точки, получают ломаную линию, имеющую уклоны, равные уклону трассирования на всем протяжении (рис. 5.8). При таком развитии линии углы поворотов получаются на каждой горизонтали. Для уменьшения их числа полученную линию на участках, близких к прямой, спрямляют.

После укладки трассы на всех трудных участках приступают к трассированию участков вольного хода, которые прокладывают по наикратчайшему направлению с обходом контурных препятствий (озер, болот и др.) небольшими углами поворота (а<20°), желательно не более одного-двух углов на каждое контурное препятствие. При трассировании дорог на карте или при отсутствии карт с горизонталями масштаба 1:25000 и крупнее в натуре во время изысканий следует: по возможности обходить глубокие болота и сырые косогоры, болота пересекать в самом узком месте, ручьи и реки пересекать перпендикулярно направлению течения паводковых вод на участках, не имеющих островов.

Применение малых радиусов кривых при развитии линии нецелесообразно и может быть допущено лишь в исключительных случаях при вписывании в лога, на серпантинах и т. п. Применение малых углов поворота также нежелательно, так как они дают небольшое развитие линии на участках стесненного хода. Трассы ЛЛД следует по возможности совмещать с квартальными просеками.

При камеральном трассировании дороги ведут пикетаж, составляют продольный профиль, назначают проектную линию и определяют объемы земляных работ с определением стоимости постройки дороги по укрупненным измерителям. Аналогичную работу выполняют по всем конкурирующим вариантам, производят их сравнение по приведенным затратам и выбирают наилучший. В ряде несложных случаев задача выбора наилучшего варианта может быть решена сравнением их натуральных показателей (длины, числа углов поворота, объемов земляных работ и др.). При этом используется также показатель, называемый коэффициентом развития (удлинения) трассы.

 

 

 

 

Рис. 5.8-5.9.

 

 

 

 

 

В настоящее время получил широкое распространение кло-тоидный метод трассирования, который отличается от традиционного, описанного выше тем, что переходные кривые, применяемые в качестве вспомогательных элементов трассы, предназначенных для сопряжения кривых участков с прямыми, стали использоваться как самостоятельные основные элементы наряду с круговыми кривыми и прямыми линиями. К л отои д-ная трасса позволяет обеспечить наилучшее вписывание трассы в рельеф местности и поэтому при проектировании магистральных путей I-л...Ш-л категорий и их удлинении целесообразно использовать клотоидную трассу. Суть рассматри-ваемого метода состоит в том, что трассу дороги прокладывают на карте при помощи гибкой линейки, поставленной на ребро. При этом линейку изгибают так, чтобы она касалась соседних фиксированных точек и прямых уже нанесенной трассы и в то же время наилучшим образом вписывалась в рельеф местности. В результате получается плавная трасса, состоящая из кривых, примыкающих друг к другу или к смежным прямым участкам. Следующей задачей является размещение на полученной трассе круговых кривых, клотоид и прямых участков. Для этой цели используются наборы прозрачных шаблонов круговых кривых и клотоид. Сначала подбираются круговые кривые, отмечая на плане трассы начало и конец кривой и ее радиус (все шаблоны должны быть изготовлены в масштабе плана). Примеряя затем шаблоны клотоид различных параметров, подбирают по имеющимся на них пометкам радиусов круговых кривых необходимые параметры. Пикетаж трассы определяют расчетом, используя таблицы для клотоид больших параметров.

Типы закруглений и их сочетания на клотоидной трассе приведены на рис. 5.9. Типы а и б применяют и на обычных трассах. Длина клотоид в данном случае значительно превышает значения, приведенные в табл. 5.3. Их связь с параметром кривой выражается зависимостью RLKJl = C = А2, где А — параметр клотоиды, R — радиус круговой кривой, к которой примыкает клотоида. Расчеты элементов клотоид удобно выполнять по таблицам В. И. Ксенодохова [16].

В Союздорпроекте [35] разработаны пакеты программ «План-2» и «План-3» для расчета координат точек клотоидной трассы на ЭВМ. План трассы при этом разрабатывается на основе эскизной ее проработки на карте с помощью гибкой линейки по методу опорных элементов, разработанному М. Г. Григорьевым. Пакеты программ «План-2» и «План-3» включены в состав технологической линии ТПЛ-1, включенной в САПР-АД.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..