МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГРУНТОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

3.5.

МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГРУНТОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГ

К механическим свойствам дорожно-строительных материалов относятся: прочность, твердость, истираемость, сопротивление удару, упругость, хрупкость. Из перечисленных свойств грунтов, как материалов для дорожного строительства, наиболее важны прочностные свойства при сжатии от воздействия вертикальных нагрузок. В результате действия вертикальных нагрузок от проходящего транспорта и массы самих дорожных

конструкций грунты в конструктивных слоях дорожной одежды, земляном полотне, основаниях земляного полотна и водопропускных труб деформируются, причем при незначительных нагрузках происходят деформации сжатия, при больших — сжатия и сдвига (рис. 3.4).

Явление сдвига для большинства дорожных конструкций не только нежелательно, но и недопустимо. Деформации грунтов при сжатии могут быть упругие (обратимые), которые при снятии нагрузки исчезают, и остаточные (необратимые). Общая деформация равна сумме этих двух деформаций. При упругой деформации происходит сжатие твердых частиц и частичное выжимание пленочной воды в местах контакта между частицами. При снятии нагрузки происходит упругое восстановление пленки воды и самих твердых частиц. Остаточные деформации в основном возникают в результате взаимного смещения грунтовых частиц и структурных агрегатов, выжимания свободной воды и воздуха из пор грунта, сжатия и выжимания пленочной воды. Укладка грунтовых частиц и структурных агрегатов становится более плотной. Эти явления приводят к уплотнению грунта.

Грунты, способные воспринимать те или иные нагрузки без образования деформаций сжатия или сдвига выше допустимых, называются устойчивыми. Устойчивость грунтов — величина переменная и в основном зависит от степени их пористости и влажности.

Прочностные и деформативные свойства грунтов характеризуются модулем деформации, модулем упругости и сопротивлением сдвигу. Модуль деформации определяется экспериментальным путем по формуле

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.7. Стандартный прибор СоюздорНИИ для уплотнения грунтов:
1 — разъемный цилиндр; 2 — днище; 3 — винт для крепления разъемного цилиндра к днищу; 4 — зажимный винт; 5 — диск; 6 — насадной цилиндр.;
7 — гиря-уплотнитель массой 2,5 кг;
8 — стержень,; 9 — ограничительное кольцо

 

 

Сопротивление сдвигу определяют по ГОСТ 12248—78 на приборе одноплоскостного среза (см. рис. 3.5). Для этой цели также можно использовать прибор ДорНИИ, сдвиговой прибор Маслова — Лурье и др. [1, 26].

Прочность грунта зависит от его плотности. С увеличением плотности грунта прочность возрастает, причем максимальная плотность грунта достигается только при оптимальной влажности. Величину оптимальной влажности и максимальной плотности определяют на приборе для стандартного уплотнения грунтов СоюздорНИИ (рис. 3.7), руководствуясь ГОСТ 22733—77.

Физико-механические свойства грунтов в корне меняются при их замерзании. В грунтах образуются кристаллы льда, которые цементируют грунтовые частицы и агрегаты, придавая грунту высокую прочность, водонепроницаемость и трудность разработки. Предел прочности мерзлого грунта при сжатии достигает 6 МПа, во много раз увеличивается и сопротивление сдвигу. Как известно, при замерзании вода увеличивается в объеме. Один объем воды образует 1,091 объема льда, поэтому объем мерзлого грунта больше объема талого грунта. Например, при пористости глинистого грунта около 50 % и при заполнении всех его пор водой объем грунта увеличивается на 4%.

Замерзание воды является основной причиной образования на автомобильных и железных дорогах пучин.

Качество проектирования и строительства дорог во многом зависит, как показал опыт, от того, насколько были правильно и точно определены, а при строительстве учтены физико-механические свойства грунтов. Поэтому совершенно неслучайно этой проблеме уделяется большое внимание и в последние годы разработаны новые методы и приборы для определения физико-механических свойств грунтов, базирующиеся на последних достижениях науки и позволяющие более точно и широко определять их свойства.

При изучении грунтов начинают применять фотоаналитиче-ские, электронно-оптические и радиометрические методы. Гораздо шире стали использовать пенетрационные методы. Грунтовые лаборатории оснащают электронными весами, оптическими анализаторами, плотномерами-пенетрометрами, электронно-оптическими системами и другими современными приборами [1, 26].

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..