Искусственные каменные материалы материалы для строительства дорог

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

ЕСТЕСТВЕННЫЕ КАМЕННЫЕ И ДРУГИЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ - ЧАСТЬ 2

 

 

Искусственные каменные материалы материалы для строительства дорог — керамзит, аглопорит, керамдор и дегидратированная глина. Получают их из глины обжигом.

Керамзит — пористый керамический материал в виде гравия с размером частиц 5... 40 мм, температура обжига 1250 °С. Его характерной особенностью является незначительная объемная масса (150... 800 кг/м3) при достаточно высоких прочностных свойствах. В основном используется как заполнитель для легких теплоизоляционных, конструктивно-теплоизоляционных и конструктивных бетонов. В дорожном строительстве применяли в опытном порядке. Результаты положительные.

Аглопорит, как и керамзит, представляет собой пористый материал размером 5...40 мм в виде щебня. Температура обжига 1100... 1300 °С. Алгопорит обладает универсальностью керамзита и используется для тех же целей. Объемная масса

400... 800 кгм/3. В опытном порядке применялся как основание в дорожных одеждах. Результаты положительные.

Керамдор в отличии от керамзита и аглопорита представляет собой плотный керамический материал в виде щебня или гравия размером до 25 мм, высокой прочности и морозостойкости, не уступающий самым прочным горным породам, таким, как гранит, базальт, габро. Производство керамдора пока не организовано. Опытные партии керамдора получены на керамзитовых установках. Температура спекания 1250... 1300 °С. По своим физико-механическим свойствам способен заменить щебень из прочных горных пород.

Дегидратированная глина — продукт термической обработки глин и суглинков при температуре 500... 1000 °С, при которой они теряют свои природные свойства пластичности и превращаются в камнеподобный материал. Дегидратированная глина может быть использована для оснований дорожных одежд.



Снег и лед используют для строительства покрытий зимних автомобильных дорог. На лесовозных железных дорогах очень часто временные дороги строят на снежном основании.

В этом случае шпалы укладывают непосредственно на уплотненный снег.

Снег представляет собой твердые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок — снежных (ледяных) кристаллов разнообразной формы, но имеющих в основе шестиугольную пластинку или шестигранный столбик. Диаметр снежинок от долей до нескольких миллиметров. На поверхности земли в течение зимнего периода создается снежный покров толщиной от 30 до 70 см, в отдельных районах и больше. В снежном покрове, кроме кристаллов льда, имеются водяной пар, воздух и пленки воды, соотношение которых изменяется по времени. Верхние слои снегового покрова всегда плотнее. Получается это в результате явления возгонки (сублимации) паров из нижних слоев в верхние с образованием фирна. Снег характеризуется рядом физико-механических свойств, основные из них — плотность, твердость и влажность.

Плотность снега — отношение объема воды, полученной из снега, к первоначальному его объему. Плотность снега колеблется в широких пределах. Свежевыпавший снег имеет плотность 0,05...0,1 г/см3. В конце зимы плотность может достигать у сухого снега 0,3... 0,4 г/см3. Нормальное движение лесовозных автомобильных поездов обеспечивается при плотности снега в дорожном покрытии 0,50... 0,55 г/см3. Плотность снега определяют стандартным плотномером, который состоит из полого цилиндра высотой 60 см и площадью поперечного сечения 50 см2. Цилиндр имеет деления и пружинные весы.

Твердость снега — способность снега противостоять вдавливанию твердого тела, не получающего остаточных деформаций. Целинный снег имеет твердость 0,05...0,1 МПа. Покрытия из снега плотностью 0,55 г/см3 обладают твердостью

1,2... 1,5 МПа; 0,64...0,68 г/см2—10... 15 МПа. Чтобы не нарезалась колея, твердость снега в покрытии должна быть не менее 1,2 МПа. Важно помнить, что твердость зависит от температуры. Снежное покрытие плотностью 0,5... 0,55 г/см3 сохраняет достаточную твердость (1,2 МПа) при температурах ниже —4 °С, плотностью 0,56... 0,65 при —2 °С и 0,66... 0,7 г/см3 при температуре 1 °С. Приведенные данные убедительно показывают, какую роль имеет хорошее уплотнение снега в покрытии. Твердость снега определяют штампами (твердомерами) или ударниками-твердомерами СоюздорНИИ.

 

 

Влажность снега характеризует его смерзаемость. Наилучшая смерзаемость достигается при влажности 8.. 10%. От влажности снега зависит коэффициент сцепления колес с дорогой. Самый низкий коэффициент сцепления у мокрого снега. Он достигает 0,1. ..0,15. Влажность, снега определяют калориметрическим способом, основанным на определении скрытой теплоты плавления снега.

Лед образуется из воды, которая при замерзании приобретает твердое кристаллическое состояние. Плотность чистого льда при температуре 0 °С составляет 917,6 кг/м3. Плотность зависит от температуры. Например, при температуре —25 °С она равна 937,7 кг/м3. Прочность льда можно характеризовать разрушающим напряжением растяжения. Оно колеблется в пределах 0,54... 1,95 МПа, разрушающим напряжением изгиба 0,4... 4,5 МПа [11], а также разрушающим напряжением сжатия. Величина всех трех напряжений во многом зависит от температуры. Например, разрушение от сжатия при температуре 0 °С наступает при напряжении 1,6...4 МПа, а при температуре — 12 °С — 3,7... 4,6 МПа.

На лесовозных автодорогах широко применяют поливку снежно-уплотненных покрытий водой, при этом снег пропитывают водой и получают материал снеголед, плотность которого колеблется от 700 до 850 кг/м3. Прочностные характеристики занимают промежуточные значения между уплотненным снегом и льдом.

 

 

 

 

Контрольные вопросы. 1. По каким признакам классифицируют дорожно-строительные материалы? Назовите основные группы дорожно-строительных материалов. 2. Какими физическими и механическими свойствами характеризуют дорожно-строительные материалы? 3. Что такое влажность, пористость, морозостойкость, прочность, твердость и истираемость? 4. Что называется грунтом и какую роль играет грунт в дорожном строительстве? 5. Что представляют собой магматические, метаморфические и осадочные горные породы? Каковы условия их образования? 6. Как классифицируют грунтовые частицы по размерам? 7. Дорожная классификация грунтов и принцип, заложенный в основу ее построения. 8. Что называют зерновым составом грунтов и для чего его необходимо знать? 9. Назовите методы определения зернового состава грунтов и поясните в чем их сущность. 10. Как ведут себя различные грунтовые частицы при увлажнении? 11. Что такое плотность грунта, плотность сухого грунта и плотность частиц грунта? 12. Какие механические свойства грунтов? Что такое модуль деформации и модуль упругости? 13. Назовите и дайте характеристику способам улучшения физико-механических свойств грунтов. 14. Какие виды выработок используют при инженерно-геологическом обследовании грунтов? Дайте им характеристику. 15. Что такое буровая колонка и инженерно-геологический разрез? Когда и с какой целью их составляют? 16. Какие естественные материалы вы знаете? Охарактеризуйте их. 17. Что представляет собой асфальто-бетон? Классификация асфальтобетонных смесей.. 18. Искусственные каменные материалы. Расскажите о их физико-механических свойствах. 19. Что представляют собой снег, снеголед и лед? Каковы их основные свойства? 20. Какая минимальная плотность снега необходима для лесовозных автодорог? Какую необходимо иметь плотность при оттепелях?

 


 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..