ЭТАПЫ И СТАДИИ ИЗЫСКАНИЙ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ
Проекты новых ЛЗП разрабатываются на основе техникоэкономического
обоснования (ТЭО), подтверждающего экономическую целесообразность и
хозяйственную необходимость строительства проектируемых объектов. При
составлении ТЭО производится выбор площадки для размещения нижнего
склада и поселка ЛЗП. После утверждения ТЭО составляется задание на
проектирование, в котором заказчик определяет местоположение ЛЗП, его
сырьевую базу, производственную мощность, необходимую переработку
древесины и другие данные.
Проекты крупных предприятий с новой технологией разрабатываются в две
стадии (технический проект и рабочие чертежи). В остальных случаях
разрабатываются одностадийные рабочие проекты с широким использованием
типовых проектов отдельных зданий и сооружений. Протяженность лесовозных
дорог проектируется для работы ЛЗП в течение первых 5... 10 лет. По
истечении этого срока разрабатывают проекты удлинения дорог еще на
5....7 лет и т. д. Такой порядок работы позволяет значительно снизить
затраты на изыскания дорог и в дальнейшем лучше учесть состояние
сырьевой базы ЛЗП и развитие транспорта леса в проектах последующих
очередей строительства.
Проекты новых лесовозных дорог для освоения резервных участков сырьевых
баз действующих ЛЗП разрабатывают в одну стадию. Весь комплекс
проектно-изыскательских работ, как правило, разделяется на следующие
этапы: 1) работы подготовительного периода; 2) изыскания; 3)
проектирование. В состав работ подготовительного периода входят сбор и
изучение всех имеющихся материалов, характеризующих условия
строительства (топографические карты, материалы аэрофотосъемки, данные
по инженерной геологии местности, гидрологии пересекаемых водотоков),
уточненные данные, характеризующие запасы лесного сырья, и др.
На основе собранных материалов разрабатывают генеральную схему
транспортного освоения сырьевой базы ЛЗП (или
резервного участка) с размещением в ней сети лесных
дорог и установлением очередности освоения отдельных ее участков,
выполняют камеральное трассирование путей, включенных в первую очередь
строительства, на картах в горизонталях возможно более крупного масштаба
(не менее 1:25000) или на аэрофотоснимках с применением стереометров и
других технических средств для создания стереомодели местности. По
материалам камерального трассирования сопоставляют конкурентоспособные
варианты трассы и выбирают лучший из них.
На следующем этапе работ — изысканиях выбранный вариант трассы переносят
в натуру с ее уточнением по местным условиям, не отраженным на картах,
со съемкой, нивелировкой и закреплением, согласно правилам, изучаемым в
курсе геодезии, выполняют инженерно-геологические и гидрологические
изыскания вдоль трассы, разведку и съемку месторождений местных
дорожно-строительных материалов, согласования по занятию земель с
местными организациями и другие работы. При отсутствии соответствующих
картографических материалов или аэроснимков трассирование дороги
выполняют в натуре, при этом производят предварительные рекогносцировки
местности, а на трудных участках выполняют упрощенную тахеометрическую
съемку планов в горизонталях для прокладки трассы.
На основании данных, полученных на стадии изысканий, разрабатывается
проект лесовозной дороги, являющийся составной частью проекта
предприятия (ЛЗП) или самостоятельным документом. Проекты разрабатывают,
как правило, на магистрали и ветки. Усы строят без разработки проекта,
пользуясь схемами отведенных в рубку лесосек и данными натурного осмотра
местности.
Рабочий проект лесовозной дороги включает пояснительную записку,
чертежи, смету и различные приложения. Пояснительная записка состоит из
общей части, где излагают общие данные о районе, по которому будет
проходить дорога, объемно-качественные и технико-экономические
показатели (грузопотоки, интенсивность движения, экономические
показатели и т. д.), обоснование норм проектирования и проектных
решений, а также общие вопросы организации строительства дороги.
В состав чертежей входит карта сырьевой базы с размещением лесовозных
путей, план трассы дороги, продольный профиль, поперечные профили
земляного полотна и дорожных одежд, чертежи искусственных сооружений,
мостов, труб и других сооружений и зданий, а также план и
технологические карты организации строительства дороги. Смета определяет
потребность в денежных средствах для строительства дороги.
В своей работе проектные организации руководствуются строительными
нормами и правилами (СНиП), государственными стандартами на строительные
материалы, детали и кон-струкции, другими нормативными документами и
указаниями правительственных органов по проектированию и капитальному
строительству, а также отраслевыми нормативными документами, в том числе
Инструкцией по проектированию лесозаготовительных предприятий ВСН 01—82
[14], Общесоюзными нормами технологического проектирования
лесозаготовительных предприятий ОНТП 02—85 [22] и др.