ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРИ
ИЗЫСКАНИЯХ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ
Изыскания лесовозных дорог проводят экспедиции проектных организаций. В
состав экспедиции входят транспортники и геологи. Они проводят
инженерно-геологические обследования, при выполнении которых решают
следующие задачи: 1) дают общую оценку грунтовых, гидрогеологических и
почвенных условий в зоне прокладки дороги; 2) определяют виды грунтов
вдоль трассы дороги, их физико-механические свойства, устанавливают
характер напластования грунтов и их водный режим; 3) производят разведку
месторождений дорожно-строительных материалов; 4) разведывают источники
бытового и технического водоснабжения.
Для решения первых двух задач геологи по трассе дороги через два-четыре
пикета закладывают так называемые выработки: прикопки, шурфы, буровые
скважины и штольни, а на болотах делают зондирование. Прикопкой называют
мелкую выработку (глубиной 0,5...0,7 м), которая служит для определения
толщины растительного слоя, визуального определения вида грунта и
установления размещения грунтов как по горизонтали, так и по вертикали
(рис. 3.9, б).
Шурф представляет собой прямоугольную в плане выработку, закладываемую
на глубину залегания грунтовых вод (рис. 3.9, а). Если уровень грунтовых
вод ниже 2 м, шурфы заменяют буровыми скважинами.
Буровая скважина — это цилиндрическая горная выработка, большей частью
вертикальная, диаметром 50... 100 мм, глубиной на изысканиях лесовозных
дорог до 4... 5 м. Скважины выполняют бурами ручного или механического
действия. В условиях тайги в качестве двигателя механического
бура используют двигатель от мотопилы. Для взятия
проб используют грунтоносы, фрезерные башмаки и другие инструменты.
Штольня — горизонтальная или наклонная выработка. Закладывают вместо
шурфа на крутом косогоре. Для получения почвенно-грунтового разреза на
болотах применяют зондировку. Зондировка болота проводится с целью
определения его глубины, мощности торфяной залежи, наличия сапропеля, а
также для отбора проб. Бурение скважин ведут специальными болотными
бурами: зондировочным, буром Инсторфа и др. Наконечник зондировочного
бура позволяет взять пробу с нарушенным строением. Пробу с ненарушенным
строением можно взять челноком бура Инсторфа. При закладке выработок
обязательно составляют планы их расположения с привязкой к местным
ориентирам.
При проведении разведок месторождений дорожно-строительных материалов
используют шурфы и буровые скважины, закладывая их в виде сетки размером
50X50, 100x100 м при детальных и 200X200, 400X400 м при поисковых
разведках. Ценные сведения при проведении инженерно-геологических
обследований получают, используя естественные обнажения на обрывах
берегов рек, логов, возвышенностей, которые позволяют установить не
только виды грунтов, но и характер напластования, толщину слоев, а по
выходу родников — уровень грунтовых вод.
Выработки позволяют определить виды грунтов и их напла-ствование,
уровень грунтовых вод, а также взять образцы грунтов и
дорожно-строительных материалов для лабораторных испытаний. Отбор
образцов ведут в соответствии с ГОСТ 12071—84.
На основе данных выработок составляют буровые колонки и
инженерно-геологические разрезы местности (рис. 3.10), которые
используют наряду с результатами лабораторных испытаний образцов грунтов
при проектировании искусственных сооружений, земляного полотна, системы
водоотвода, дорожной одежды и верхнего строения железнодорожного пути.
Рис. 3.9. Выработки, применяемые при полевом
обследовании грунтов:
а — шурф; б — прикопка; 1 — растительный слой; 2 — песок; 3 — супесь,; 4
— уровень
грунтовых вод
Рис. 3.10. Инженерно-геологический разрез:
1—1растительный слой; 2 — мелкозернистый песок; 3 — супесь крупная; 4—
супесь пылеватая; 5 — крупнозернистый песок;; 6 — глина плотная; 7 —
галька; 8 — уровень грунтовых вод установившийся; 9 — уровень грунтовых
вод появившийся