ТОРМОЗА МОТОЦИКЛА ИРБИТСКОГО МОТОЦИКЛЕТНОГО ЗАВОДА

  Главная      Книги - Мотоциклы     Мотоциклы Ирбитского завода. Эксплуатация и ремонт. Справочник. (Аршинов, Кошелев) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

6.5.

ТОРМОЗА МОТОЦИКЛА ИРБИТСКОГО МОТОЦИКЛЕТНОГО ЗАВОДА

На всех моделях мотоциклов Ирбитского мото­циклетного завода, кроме последней ИМЗ-8.103, предусмотрены два тормоза: на переднем и на заднем колесе. На модели ИМЗ-8.103 имеется и тор­моз колеса коляски, приводимый в действие одновре­менно с тормозом заднего колеса. Тормоза на всех колесах барабанные.

На заднем колесе и на колесе коляски применяет­ся однокулачковый тормоз (рис. 6.5). Тормозной ба­рабан на схеме не показан.



Работает тормоз следующим образом. Под воз­действием силы Р рычаг 8 поворачивается и переме­щает тягу, которая, в свою очередь поворачивает ку­лачок с рычагом. Кулачок разводит колодки, прижимая их к тормозному барабану. Силы трения между барабаном и колодками стремятся дополнительно повернуть колодки (помимо кулачка) относительно неподвижного упора. При вращении колеса по на­правлению, показанному стрелкой, левая колодка будет дополнительно прижиматься к тормозному ба­рабану (так называемая «активная» колодка), а правая будет стремиться отойти от барабана, проти­водействуя кулачку («пассивная» колодка). При вращении в другую сторону левая и


правая колодки поменяют­ся ролями. Таким обра­зом, однокулачковый тормоз одинаково хо­рошо работает и при движении вперед, и при движении назад, однако в любом слу­чае одна из колодок работает неэффекти­вно.

При торможении ко­лодки изнашиваются, и зазор между ними и тормозным барабаном может увеличиться настолько, что при рабочем ходе рычага кулачок будет поворачиваться недостаточно для при­жатия колодок к барабану. В этом случае, вращая гайку-барашек, кулачок поворачивают на некоторый угол, и уменьшают зазор между колодками и бара­баном. Однако, если зазор между колодками и ба­рабаном будет значительным, то при его устранении угол поворота может стать близким к 90°, и при дальнейшем вращении кулачка колодки уже не бу­дут прижиматься к барабану. При значительном из­носе накладок гайку-барашек откручивают, а зазор между колодками и барабаном устраняют, выво­рачивая регулировочные болты колодок. Роль крыш­ки заднего тормоза выполняет картер задней пере­дачи.

Поскольку точка крепления тяги к рычагу тор­мозной педали не лежит на оси качания маятника заднего колеса, то в случае непосредственного креп­ления тяги к рычагу тормозной педали во время колебаний маятника заднего колеса тяга будет повора­чивать кулачок и затормаживать заднее колесо. Во
избежание этого в приводе заднего тормоза приме­нен специальный многозвенник, который при любом колебании маятника задней подвески оставляет тягу неподвижной и в то же время при нажатии на пе­даль тормоза обеспечивает перемещение тяги и тор­можение.

При торможении мотоцикла возникают силы инерции, направленные вперед и дополнительно на­гружающие переднее колесо и разгружающие заднее, поэтому сцепление переднего колеса увеличивается, а заднего — уменьшается. Вследствие этого задний однокулачковый тормоз обеспечивает торможение колеса до «юза» даже с одной пассивной колодкой, передний же однокулачковый тормоз не обеспечи­вает эффективного торможения. Для повышения эф­фективности переднего тормоза применяется двухкулачковый тормоз (рис. 6.6), который при движении вперед делает активными обе колодки. Правда, при движении назад обе колодки становятся пассивны­ми, но при этом нагрузка на переднее колесо будет небольшой и даже пассивные колодки затормаживают колесо до «юза».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..