|
|
содержание .. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
4.2.МАСЛА МОТОЦИКЛОВ ИРБИТСКОГО МОТОЦИКЛЕТНОГО ЗАВОДААвтотракторные масла делятся на моторные, основой которых является дистиллятное (полученное перегонкой) масло, и трансмиссионные,— как правило, смесь дистиллятного и остаточного масел. Для улучшения свойств масел к ним добавляют одну или несколько присадок в зависимости от назначения масла и условий работы агрегата. Присадки бывают: антифрикционные, снижающие или стабилизирующие коэффициент трения между деталями; противоизносные, предотвращающие интенсивное, изнашивание при нормальных условиях работы и смазки; противозадирные, образующие на деталях молекулярные пленки, которые предотвращают сваривание и заедание, тем самым уменьшая изнашивание при повышенных нагрузках; депрессорные, понижающие температуру застывания масла; моющие, уменьшающие и препятствующие образованию нагара, отложению лаков в двигателе при высоких температурах. Кроме того, бывают присадки противоокислительные, антикоррозионные, противопепные и т. д. Надо иметь в виду, что одни присадки могут нейтрализовать действие других поэтому смешивать масла различных марок нежелательно. Согласно ГОСТ 17479—72* моторные масла в зависимости от области их применения делятся на следующие группы: Нефорсированные двигатели……………………………………………………….А Малофорсированные карбюраторные двигатели………………………………….Б1 » дизельные двигатели……………………………………………………….Б2 Среднефорсированные карбюраторные двигатели……………………………..В1 » дизельные двигатели……………………………………………………….В2 Высокофорсированные карбюраторные двигатели………………………………Г1 » дизельные двигатели……………………………………………………….Г2 Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях…………………………………………………………………..Д Малооборотные дизельные двигатели с лубрикаторной системой смазки………Е
Кроме того, масла подразделяются в зависимости от класса вязкости (табл. 4.2). Таблица 4.1 Моторные масла
Марки масел расшифровываются следующим образом: М-10В1 (М — масло моторное; 10 — кинематическая вязкость равна 10 мм2/с при 100°С; В1 — масло для среднефорсированных карбюраторных двигателей). М-4з/6Б1 (М — масло моторное; 4з — масло загущенное, с кинематической вязкостью, равной 1300 : 2600 мм2/с, при — 18°С; 6 — кинематическая вязкость равна 6 мм2/с при 100 °С; Б1 — масло для малофорсированного карбюраторного двигателя). Если масло предназначено для дизельного и карбюраторного двигателей, то последняя буква индекса не имеет (например, М-8Б). Для мотоциклов Ирбитского мотоциклетного завода рекомендуются следующие масла: для двигателя М-8В1; для коробки передач М-8В1; для главной передачи ТАП-15В, ТАД-17И. До своим качествам масло М-8В1 нельзя назвать лучшим, однако, многочисленные испытания показали, что при правильной эксплуатации и своевременной замене масла двигатель и трансмиссия обеспечивают гарантийную наработку при умеренном износе деталей. Важным преимуществом масла М-8В1 является его низкая стоимость и наличие практически на всех АЗС. Лучшие результаты даст эксплуатация двигателя на дизельных маслах М-10В2, М-12В2 и др., а также на авиационном масле МС-20. особенно при повышенном износе деталей двигателя. Более вязкие и качественные масла лучше удерживаются в повышенных зазорах между деталями, при этом уменьшается расход масла и продлевается срок службы деталей.; Однако эти масла более дорогие и дефицитные. Для коробки передач можно рекомендовать те же масла, что и для главной передачи: ТАП-15В, ТАД-17И. Кроме того, можно использовать масла ТЭП-15, ТСп-14. Для облегчения запуска при очень низких температурах воздуха (-35°÷-45°С) в масла с вязкостью более 15 мм2/с (как в моторные, так и в трансмиссионные) можно добавлять до 25 % зимнего или арктического дизельного топлива. Консистентные смазки — густые, мазеобразные продукты, применяемые для смазки деталей, к которым трудно подвести масло, или на которых масло не удерживается, консистентные смазки представляют собой смеси минеральных масел с различного рода масел и другими загустителями, придающими маслу пластичность консистентность. Мыла, которыми загущают масла, изготовляют из различных растительных и животных жиров. В зависимости от состава мыла консистентные смазки делятся на кальциевые, калиевые, натриевые, литиевые и т. д. Кальциевые смазки (устаревшие названия «солидол», «тавот») хорошо защищают металлические детали от коррозии даже при непосредственном контакте с водой, однако их можно применять только до температур (60—90) С. При более высоких температурах смазки расплавляются и вновь уже не загустевают. Натриевые смазки (ЯНЗ-2;Т-13;консталин) растворимы в воде, поэтому их не следует применять в узлах, куда может попасть вода. Литиевые смазки (№ 158, ВНИИНП-42, ЦЙАТИМ-202) применяются при температуре до 120°С. Эти смазки практически не растворимы в воде. Таким образом, при выборе типа смазки надо учитывать рабочую температуру узла (в генераторе не следует применять кальциевые смазки) и водостойкость (в приводе в тормозов нецелесообразно применение натриевых смазок). В колесах можно использовать любую смазку.
содержание .. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
|
|
|