Вождение мотоциклов К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9, МВ-750М, МВ-650, “Урал” М-66 ИМЗ

  Главная      Книги - Мотоциклы     Тяжелые мотоциклы. Устройство и эксплуатация (Бутенко Д.Б.) - 1976 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

Глава восьмая

Вождение мотоциклов К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9, МВ-750М, МВ-650, Урал” М-66 ИМЗ


Перед началом движения необходимо произвести контрольный осмотр мотоцикла и запуск двигателя в соответствии с указаниями, данными в предыдущей главе. Следует также убедиться в наличии и соответствии документов, предусмотренных п. 10 Правил дорожного движения, утвержденных приказом Министерства внутренних дел СССР от 25 августа 1972 г., а именно:

а) удостоверения на право управления транспортным средством данной категории;

б) регистрационных документов на транспортное средство;

в) путевого или маршрутного листа (кроме транспортных средств, принадлежащих индивидуальным владельцам).

Движение можно начинать только тогда, когда водитель убедится в технической исправности мотоцикла, и только после того, как двигатель достаточно прогреется и начнет устойчиво работать на минимальных оборотах холостого хода.


ТРОГАНИЕ С МЕСТА


Для трогания с места на ровном участке необходимо:

установить минимально устойчивые бороты холостого хода;

выключить сцепление;

включить І передачу;

плавно отпустить рычаг сцепления, одновременно увеличивая подачу горючей смеси медленным поворотом рукоятки управления дросселями на себя, и тронуться с места.


ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ мотоциклов К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9, МВ-750М, МВ-650, Урал” М-66 ИМЗ


Необходимо стремиться водить мотоцикл на оптимальных скоростях, допускаемых условиями движения, но не перегружая двигатель.

Скорости движения и силы тяги можно получить изменением числа оборотов двигателя или изменением передаточного числа в коробке передач. Основным способом изменения скорости движения и силы тяги является переключение передач.

Для обеспечения оптимальных скоростей движения необходимо умело оценивать конкретные дорожные условия и своевременно переходить на соответствующую передачу. Неправильно выбранная передача, неумелое и несвоевременное переключение передач вызывают потерю скорости мотоцикла, перегрузку двигателя и механизмов трансмиссии, повышают их износ, а также увеличивают расход горючего и масла.

Следует избегать переключения передач при движении на крутых подъемах и спусках, по скользкому грунту, на песчаных и заболоченных участках и при преодолении вброд водных преград. При приближении к таким участкам пути необходимо заблаговременно включить ту передачу, которая обеспечит их безостановочное преодоление.

Переключать передачи следует преимущественно на прямых и ровных участках пути. При переключении с I на II передачу необходимо:

постоянно смотреть вперед, наблюдая за дорогой, и, не глядя на педаль переключения передач, дать мотоциклу разгон до скорости 10—15 км, необходимой для перехода на II передачу;

быстро выключить сцепление, одновременно повернув рукоятку управления дросселями от себя;

нажать каблуком на заднее плечо педали ножного переключения и включить II передачу;

плавно отпустить рычаг управления сцеплением, одновременно увеличив подачу горючей смеси.

Когда скорость движения мотоцикла на II передаче достигнет 20—25 км/ч, в таком же порядке включить III передачу, а при скорости 35—40 км/ч — IV передачу.

Для переключения с высшей передачи на низшую необходимо:

выключить сцепление, одновременно снизив подачу горючей смеси;

включить низшую передачу, нажав на педаль носком ноги;

плавно и быстро включить сцепление и, одновременно увеличив подачу горючей смеси, увеличить число

оборотов двигателя.

Опережение зажигания необходимо устанавливать соответственно оборотам двигателя, т. е. при увеличении числа оборотов перемешать рычаг опережения монетки и сторону положения “Раннее”, а при уменьшении числа оборотов — в сторону положения “Позднее”.

Так как на мотоциклах МВ-750М, МТ-9 и МП-650 установлен механизм автоматического выключения сцепления при переключении передач, водитель этих мотоциклов при переключении передач может не пользоваться ручным рычагом управления сцеплением. После поворота рукоятки управления дросселями от себя следует резко, но без удара нажать на педаль переключения. После включения передачи плавно отпустить педаль переключения в среднее положение. Для плавного возврата педали рекомендуется придерживать ее одновременно носком и пяткой.

Снимать ногу с педали переключения запрещается, так как при этом возникают удары в силовой передаче мотоцикла. Водитель может выключать муфту сцепления одновременно ручным рычагом управления сцеплением и ножной педалью.

Можно управлять сцеплением с помощью педали ножного переключения и при трогании с места. Для этого после включения передачи педаль следует придерживать носком и пяткой ноги, одновременно плавно возвращая ее в среднее положение. Следует отметить, что для пользования механизмом автоматического выключения сцепления необходимо приобрести соответствующие навыки, до приобретения которых лучше всего пользоваться при переключении передач ручным рычагом выключения сцепления.


ТОРМОЖЕНИЕ мотоциклов К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9, МВ-750М, МВ-650, Урал” М-66 ИМЗ


Торможение ведется с целью уменьшить скорость движения или остановить мотоцикл.

Оно может осуществляться тремя способами:

торможением двигателем — путем уменьшения подачи горючей смеси при включенном сцеплении;

торможением с помощью тормозов — путем торможения заднего и переднего колес при выключенном сцеплении;

комбинированным торможением — одновременно двигателем и тормозами, не выключая сцепления.

При любом способе торможения тормозить нужно плавно, так как резкое торможение может привести к заносам и опрокидыванию мотоцикла.

Наиболее опасно резкое торможение при плохом сцеплении колес с грунтом и неблагоприятных метеорологических условиях.

Торможение двигателем применяется при движении на пологих продолжительных спусках, при необходимости уменьшить скорость движения на прямом участке дороги, при движении на скользком полотне дороги, а также при движении в колонне для сохранения установленной дистанции.

Для торможения мотоцикла двигателем необходимо плавно уменьшить подачу топлива, не выключая сцепления и передачи. Для быстрого снижения скорости по мере замедлении движения переходить на низшие передачи. При необходимости полной остановки мотоцикла продолжать торможение тормозами при выключенном сцеплении.

Торможение тормозами применяется в тех случаях, когда необходимо быстро остановить мотоцикл при условии хорошего сцепления колес с дорогой, т. е. при сухом и нескользком полотне дороги. Тормозить следует в основном задним тормозом, используя передний тормоз как вспомогательный.

Торможение переднего колеса или торможение его раньше заднего колеса может вызвать занос или опрокидывание мотоцикла.

На поворотах с малым радиусом, на крутых спусках, при высокой скорости движения и при плохом сцеплении колес с грунтом рекомендуется тормозить только задним тормозом.

При заносе мотоцикла во время торможения необходимо ослабить торможение и вывернуть руль в сторону заноса заднего колеса.

Для торможения с помощью тормозов необходимо:

выключить сцепление, одновременно сбросив обороты;

плавно нажать на педаль ножного и на рычаг ручного тормоза так, чтобы переднее колесо затормозилось слабее и начало торможение несколько позже, чем заднее.

Комбинированное торможение является наиболее эффективным и применяется для быстрой остановки мотоцикла и при движении на крутых спусках, а также при движении на скользком грунте и в гололедицу с целью не допустить скольжения (юза).

Для комбинированного торможения двигателем и тормозами мотоцикла необходимо:

не выключая сцепления, убавить обороты двигателя;

плавно нажать на педаль ножного и на рычаг ручного тормоза, избегая резкого торможения задним тормозом во избежание остановки двигателя;

когда скорость снизится настолько, что двигатель будет работать на минимальных оборотах, выключить сцепление и продолжать тормозить одними тормозами.

При осуществлении торможения мотоцикла водителю необходимо руководствоваться требованиями Правил дорожного движения; держаться от идущего впереди транспорта на такой дистанции, чтобы в случае внезапной остановки последнего иметь возможность осуществить торможение без наезда; избегать резкого торможения, если это не требуется для обеспечения безопасности движения; своевременно подавать предупредительный сигнал о торможении для идущего сзади транспорта световым сигналом “Стоп” или в случае неисправности его перед началом торможения поднять руку вверх.


ОСТАНОВКА мотоциклов К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9, МВ-750М, МВ-650, Урал” М-66 ИМЗ


Остановка мотоцикла может быть преднамеренной, когда место остановки намечено заранее, и внезапной (вынужденной обстоятельствами).

Для преднамеренной остановки мотоцикла необходимо:

при движении на высокой скорости путем уменьшения подачи топлива снизить скорость движения;

выключить, сцепление и двигаться, используя инерцию движения мотоцикла;

подать предупредительный сигнал световыми приборами или рукой;

при приближении к месту остановки начать плавно тормозить тормозами с расчетом остановки мотоцикла в намеченном месте;

выключить передачу и включить сцепление;

после остановки выключить зажигание, закрыть топливный кран и включить I передачу, которая в данном случае будет выполнять роль стояночного тормоза.

В случае необходимости внезапно остановить мотоцикл следует быстро сбросить обороты двигателя, уменьшив подачу топлива и не выключая сцепления и передачи, одновременно тормозить ножным и ручным тормозами; непосредственно перед остановкой выключить сцепление и продолжать тормозить тормозами до полной остановки мотоцикла.


ПОВОРОТЫ мотоциклов К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9, МВ-750М, МВ-650, Урал” М-66 ИМЗ


Следует помнить, что устойчивость мотоцикла с коляской при повороте вправо и влево неодинакова. При повороте вправо, т. е. в сторону коляски, мотоцикл в большей мере теряет устойчивость и легче опрокидывается, чем при повороте влево.

Необходимо иметь и виду, что каждой определенной скорости движения мотоцикла соответствует определенный радиус поворота, причем с увеличением скорости необходимо увеличивать и радиус поворота.

При движении мотоцикла на повороте экипаж, сообразуясь с направлением движения, должен наклоняться корпусом в сторону поворота, т. е. на коляску при правом повороте и от коляски при левом. В результате такого наклона значительно повышается устойчивость мотоцикла и водитель может уменьшить радиус поворота.

Делая поворот, следует поворачивать руль мотоцикла плавно, без рывков, особенно при правом повороте и при незагруженной коляске, помня, что резкий поворот вправо вызовет подъем коляски и опрокидывание мотоцикла. Следует отметить, что у мотоциклов МВ-750, МВ-750М и МВ-650, на которых установлен привод на колесо коляски, устойчивость мотоцикла при поворотах гораздо выше, чем у мотоциклов без привода. Объясняется это наличием и действием дифференциального механизма мотоцикла. Однако при заблокированном дифференциале у мотоцикла МВ-750 для преодоления труднопроходимого участка следует избегать резких поворотов, так как это может привести к поломке механизмов дифференциального привода.

В соответствии с п. 68 Правил дорожного движения перед совершением поворота водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если их нет или они неисправны — рукой.


ВОЖДЕНИЕ МОТОЦИКЛА ПО ДОРОГАМ


При вождении мотоцикла по дорогам необходимо строго соблюдать установленные правила дорожного движения и выполнять все требования дорожных знаков и сигналов регулировщиков.

В соответствии с п. 12 Правил дорожного движения водитель обязан при управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без мотошлема.

Двигаться следует только по проезжей части дороги, по возможности ближе к правому краю, чтобы не мешать встречному движению и обгону.

Скорость движения должна определяться в зависимости от конкретных условий, но во всех случаях не должна превышать предусмотренную правилами дорожного движения или ограниченную знаками ограничения скорости. Максимальную осторожность следует соблюдать при обгоне.

Прежде чем начать обгон, водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что своим маневром он не создаст помех другим транспортным средствам и пешеходам.

При обгоне необходимо за 20 м до обгоняемой машины дать сигнал, а после принятия сигнала и освобождения пути обгонять с левой стороны и принимать вправо после выхода вперед на 10—15 м от обгоняемой машины, делая это постепенно, без резкого поворота.

Водителю обгоняемого мотоцикла запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или

иными действиями.

При двух и более полосах для движения транспортных средств в данном направлении водитель мотоцикла при обгоне может остаться на левой полосе при условии, если по возвращении на правую полосу ему пришлось бы сразу начать новый обгон, и его мотоцикл, следуя по левой полосе, не создаст помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.

Согласно п. 95 Правил дорожного движении обгон запрещается:

а) на перекрестках, за исключением случаев:

обгона на регулируемых перекрестках;

обгона велосипедов и двухколесных мотоциклов без коляски;

разрешенного обгона справа;

обгона, осуществляемого на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой;

б) на железнодорожных переездах и ближе 100 м перед ними;

в) транспортного средства, производящего обгон или объезд;

г) в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.

Скрытые перекрестки, перекрестки с оживленным движением, повороты, мосты, закрытые участки пути и железнодорожные переезды следует проезжать на пониженной скорости, без переключения передач и остановок. Перед железнодорожным переездом обязательно убедиться, нет ли движения поезда с обеих сторон.

При спуске с горы нужно уступить дорогу машинам, идущим в гору.

На подъемах нужно своевременно переключать передачи, не допуская перегрузки двигателя.

Длинные подъемы преодолевать с переключением на низшие передачи, короткие подъемы — с разгона, подъемы переменной крутизны — с переключением передач соответственно профилю подъема.

Крутые подъемы (15—22º) следует преодолевать без переключения передач на подъеме, для чего перед подъемом включить ту передачу, на которой мотоцикл способен преодолеть данный подъем.

Пологие короткие спуски нужно преодолевать при выключенной передаче накатом, уменьшив до предела подачу горючей смеси, длинные крутые спуски — применяя комбинированное торможение.

При плохом сцеплении колес с полотном дороги (в гололедицу или на мокрой, скользкой дороге) не допускать резкого изменения скорости движения мотоцикла.

На участках, покрытых густой липкой грязью, особенно глиной, мотоцикл буксует из-за недостаточного сцепления, под щитки набивается грязь и мотоцикл останавливается.

Поэтому при возможности лучше ехать по участкам дороги, покрытым разжиженной грязью и водой.

При переезде заболоченных участков, залитых водой с глубиной выше уровня трубки сапуна, остановка мотоцикла, глушение и запуск двигателя категорически запрещаются во избежание засасывания внутрь двигателя воды и грязи.

Песчаные участки дороги следует преодолевать на низших передачах, используя по возможности, колею ранее проходивших машин.

Останавливать мотоцикл разрешается на правой обочине или справа от дороги. Сходить с мотоцикла разрешается только на правую сторону дороги. Запрещается останавливать мотоцикл на перекрестках, стыках (развилках) дорог, поворотах, мостах, железнодорожных переездах и у всех предупреждающих знаков.

Ночью при встрече с другим транспортом водитель мотоцикла обязан на расстоянии не менее 150 м от встречного транспорта переключить фару на ближний свет, снизить скорость движения до предела, обеспечивающего безопасность движения, а при ослеплении встречным транспортом остановиться.


ВОЖДЕНИЕ МОТОЦИКЛА ПО МЕСТНОСТИ


Во время движения по местности необходимо внимательно следить за впереди лежащей местностью в направлении движения.

При движении по траве (особенно по мокрой) не допускать пробуксовки или заноса заднего колеса мотоцикла. Для этого нужно менять скорость движения и тормозить плавно, избегая крутых поворотов.

При езде по пашне следует двигаться вдоль борозды или под острым углом к ней на низших передачах. Короткие песчаные участки преодолевать с разгона.

По песку или по сыпучему снегу, на участке большой протяженности нужно двигаться на низших передачах, не давая высоких оборотов двигателю, используя по возможности, колею ранее прошедшей машины. При въезде на песок нельзя поворачивать руль, выключать сцепление, переключать передачи и резко увеличивать обороты, так как это вызовет пробуксовку ведущего колеса и остановку мотоцикла.

Для увеличения сцепления с грунтом едущему в коляске следует переместиться ближе к мотоциклу и, опираясь на седло, повысить нагрузку на ведущее колесо мотоцикла. Если заднее седло свободно, рекомендуется пересесть на него из коляски.

При застревании мотоцикла надо выключить сцепление, приподнять заднее колесо или колесо коляски и сдвинуть мотоцикл при помощи экипажа.

При преодолении особо тяжелых участков экипажу, а при необходимости и водителю нужно спешиться и подталкивать мотоцикл.

Зимой при наличии снежного покрова ухудшаются условия сцепления колес с грунтом, поэтому при вождении мотоцикла по зимним дорогам необходимо:

трогаться с места плавно, постепенно увеличивая подачу топлива;

на скользких дорогах, особенно в гололедицу, снижать скорость движения; в этих условиях основным способом торможения является торможение двигателем; пользоваться тормозами нужно крайне осторожно и только при малой скорости движения;

по снежной целине двигаться на низших передачах, выбирая места с неглубоким снежным покровом.

Короткие и небольшие снежные заносы преодолевать с разгона, используя инерцию мотоцикла.


ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ


Препятствиями называются местные предметы и сооружения, вызывающие остановку или замедление движения мотоцикла. Препятствия могут быть естественные и искусственные.

К естественным препятствиям относятся: крутые подъемы и спуски, песчаные и заболоченные участки местности, каналы, овраги, реки и т. п.

К искусственным препятствиям относятся траншеи, окопы, рвы, лесные завалы, затопленная местность и др.

Препятствия по возможности следует обходить. Если обойти препятствия нельзя, их преодолевают с помощью прокладки коленных мостов, укладки хвороста или жердей.

При преодолении препятствий должны выполняться следующие общие правила и требования:

подходя к препятствиям, определить возможность и способ их преодоления;

подходить к препятствиям и отходить от них на максимальной, допускаемой условиями движения, скорости;

непосредственно перед препятствием снизить скорость, включить передачу, обеспечивающую преодоление его без остановок и переключений передач;

при преодолении препятствий, вызывающих толчок, приподняться с седла и стоять, согнув ноги и крепко удерживая руль;

отход от препятствия при возможности использовать для разгона и перехода на высшую передачу;

в случае перегрузки двигателя экипаж мотоцикла должен спешиваться и оказывать помощь в преодолении препятствия.

Вертикальные препятствия — рельсы, брусья и другие предметы следует преодолевать под прямым углом и на малой скорости.

На проселочных дорогах следует избегать движения по глубокой колее во избежание повреждения поддона картера двигателя или ребер и головок цилиндров.

При преодолении канав следует направить мотоцикл под прямым углом к канаве, включить перед канавой низшую передачу, плавно на малых оборотах спуститься в канаву, с переходом переднего колеса через середину канавы плавно увеличить обороты до выхода мотоцикла из канавы.

При преодолении проходимого заболоченного участка необходимо:

при подходе к заболоченному участку включить низшую передачу и двигаться в выбранном направлении;

короткие заболоченные участки преодолевать с ходу;

длинные заболоченные участки преодолевать на низших передачах при постоянных оборотах двигателя;

двигаться без резких поворотов руля, переключения передач и остановок;

в случае вынужденной остановки трогаться с места плавно, а при необходимости спешиться и толкать мотоцикл руками;

не двигаться по следу впереди идущего мотоцикла;

при движении через труднопроходимые участки применять коврики, жердевой настил, плетенки из хвороста и др.

В целях ускорения и облегчения прохождения болотистого участка экипажи должны оказывать помощь друг другу.

Максимальная глубина водной преграды, преодолеваемой мотоциклами К-750М, МВ-750 и МВ-750М, определяется высотой карбюраторов и составляет 250 мм, а у мотоциклов К-650, МТ-9 и МВ-650 —400 мм.

При подготовке мотоцикла к преодолению брода необходимо:

проверить плотность крепления крышки распределительной коробки;

проверить затяжку пробок для заливки масла в картеры двигателя, коробки передач, главной передачи, редуктора и затяжку винтов крепления крышки заправочного окна дифференциала;

временно загерметизировать отверстия в пробках аккумулятора.

Преодолевать водную преграду вброд следует только в разведанном месте.

При преодолении водной преграды вброд необходимо:

включить низшую передачу;

входить в воду плавно, на малой скорости;

двигаться по броду, не выходя за его пределы, обозначенные вехами (ночью — фонарями);

не переключать передачи, избегать поворотов, резкого изменения оборотов двигателя и остановки мотоцикла;

при буксовании колес избежать остановки двигателя, спешиться с мотоцикла и при работающем двигателе и не полностью включенном сцеплении (с пробуксовкой), толкая мотоцикл, преодолеть брод;

- при выходе из воды не допускать остановки и скатывания назад.

После преодоления водной преграды вброд проверить:

не попала ли вода в картер и цилиндры двигателя;

не попала ли вода в картеры коробки передач, задней передачи, дифференциала и редуктора;

состояние аккумуляторной батареи.

Через глубокие водные преграды мотоцикл следует переправлять на переправочных средствах или переносить на руках.


ВОЖДЕНИЕ МОТОЦИКЛА В КОЛОННЕ


При совершении марша водителям ставится задача на марш, в которой указываются маршрут движения, время выступления и прибытия в назначенный пункт, порядок движения, меры безопасности и сигналы.

Перед маршем водители обязаны подготовить мотоциклы и изучить маршрут движения.

При движении в составе колонны запускать двигатель перед началом движения только по команде.

Во время движения в колонне необходимо:

непрерывно наблюдать за дорогой, впереди идущей машиной и сигналами командира;

выдерживать установленную скорость движения и дистанцию;

скрытые перекрестки и повороты проходить на пониженной скорости;

ночью соблюдать правила светомаскировки и постоянно держать включенными задние сигнальные фонари;

в случае повреждения или неисправности мотоцикла вывести его на обочину, чтобы не задерживать движение сзади идущих машин, и приступить к устранению неисправностей;

не обгонять впереди идущие машины своей колонны; отставшим мотоциклам следовать в хвосте колонны и занимать свои места в строю на ближайшей остановке;

при налете авиации увеличить скорость движения и величину дистанции.

При остановке или замедлении движения необходимо предупреждать идущие сзади мотоциклы стоп-сигналом или поднятием руки.

Останавливать мотоцикл нужно на правой обочине с соблюдением установленной дистанции (5—10 м), заранее наметив место остановки и плавно останавливаясь.

После остановки экипаж отходит от мотоцикла в правую сторону.

Во время остановки водитель мотоцикла должен произвести контрольный осмотр и доложить результаты осмотра командиру.

Для остановки должно выбираться место, укрытое от воздушного наблюдения. В случае обнаружения неисправностей, неустранимых в дорожных условиях и не позволяющих следовать своим ходом, мотоцикл можно буксировать. При этом рулевое управление, тормоза и экипажная часть, а также освещение должны быть в исправном состоянии. Скорость буксирования не должна превышать 20 км/ч, а длина буксирной сцепки должна быть не менее 6—9 м.

Запрещается перевозить людей в коляске буксируемого мотоцикла и буксировать мотоцикл в гололедицу.

Между водителями буксируемого и буксирующего мотоциклов должна быть установлена надежная связь. Буксируемый ночью мотоцикл сзади должен иметь красный свет.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..