§
4.5. Стенды для проверки и испытаний судового электрооборудования
Проверка н испытания судовых генераторных агрегатов на швартовных
испытаниях осуществляется с помощью нагрузочных устройств, судовых
потребителей или заводской энергосистемы.
Под испытаниями генераторов с использованием нагрузочных устройств
понимается автономная работа генератора на нагрузочное устройство,
поглощающее вырабатываемую генератором электрическую энергию и
позволяющее получить все необходимые режимы испытаний.
Мощность нагрузочного устройства выбирают такой, чтобы обеспечить режимы
поминальной нагрузки и перегрузки испытываемого агрегата. Режимы сбросов
и набросов нагрузки (динамические режимы) обеспечиваются путем деления
элементов нагрузочного устройства на части, соответствующие необходимым
ступеням нагрузки. Обычно нагрузочное устройство обеспечивает, ступени
номинальной нагрузки генератора, например, 0—50% и 0—100%.
Нагрузочное устройство состоит из активных и реактивных (для испытания
генераторов переменного тока) частей; в его состав также входят
коммутационная аппаратура и пульт управления. До настоящего времени
метод испытаний судовых генераторных агрегатов с использованием
нагрузочных устройств, несмотря на ряд серьезных недостатков (высокая
стоимость, громоздкость, сложность конструкции и т. п.), получает
широкое распространение.
Нагрузочные устройства могут быть классифицированы
по следующим признакам:
конструктивному исполнению активной части—нагрузочные устройства с
жидкостной или металлической активной частью;
конструктивному исполнению реактивной части — нагрузочные устройства с
дросселями регулируемыми и нерегулируемыми;
способу управления — нагрузочные устройства ручного и дистанционного
управления;
способу охлаждения — нагрузочные устройства с естественным воздушным
охлаждением активной и реактивной частей, принудительным воздушным
охлаждением активной и реактивной частей, водяным охлаждением активной
части и естественным воздушным охлаждением реактивной части, водяным
охлаждением обеих частей;
способу соединения активной и реактивной частей — нагрузочные устройства
с последовательным и параллельным соединениями;
способу выполнения активной и реактивной частей— нагрузочные устройства
с раздельным исполнением активной и реактивной частей и нагрузочные
устройства с объединением активной и реактивной частей в одном
конструктивном элементе.
Нагрузочные устройства с жидкостной активной частью представляют собой
наполненный электролитом бак с помещенными внутри металлическими
электродами. Электролитом может быть пресная вода или раствор углекислой
соды Ыа2СОз слабой концентрации (5—10%) или поваренной соли NaCl.
Пресную воду в качестве электролита применяют при испытаниях генераторов
большой мощности, когда поглощаемая мощность идет на испарение воды и
требуется большой расход электролита. При использовании в качестве
электролита раствора солей его температура не должна превышать 60°С, так
как при более высокой температуре наблюдается интенсивное отложение
солей на стенках бака и электродах.
Регулирование сопротивления активной части жидкостного типа можно
осуществлять изменением либо уровня электролита, либо глубины погружения
электродов. Второй способ предпочтительнее из-за простоты обеспечения
точности регулирования и более простой схемы дистанционного управления.
Исполнительным органом схемы дистанционного управления обычно служит
электродвигатель, связанный через редуктор с электродами.