ПОСАДКА И НАЧАЛЬНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ СУДНА ПРИ ПРИЕМЕ ИЛИ СНЯТИИ ГРУЗА

  Главная       Учебники - Морское дело      Об остойчивости морского судна (Дорогостайский Д.В., Кацман Ф. М.) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

4.

ПОСАДКА И НАЧАЛЬНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ СУДНА ПРИ ПРИЕМЕ ИЛИ СНЯТИИ ГРУЗА В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ НА СУДНЕ ДИАГРАММ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И ОСАДОК НОСОМ И КОРМОЙ


В случае отсутствия в имеющейся на судне документации диа­граммы осадок носом и кормой и диаграммы контроля остойчи­вости, но, при наличии кривых элементов теоретического чертежа посадка судна и его остойчивость после приема или снятия груза

могут быть определены следующим графоаналитическим способом.



Считая известными (из расчета нагрузки) начальное водоиз­мещение судна Δ и координаты центра тяжести xg и zg , а также массу m и координаты х и z центра тяжести принимаемого (сни­маемого) груза, наносят на грузовой размер ватерлинию WL, от­вечающую водоизмещению Δ (рис. 5). От точки А откладывают по оси абсцисс в масштабе Δ массу m груза вправо при его приеме ( +m) или влево при его снятии (-m). Точки Е к Е' пе­ресечения с грузовым размером вертикалей, проведенных соответ­ственно через точки В и С, определяют положения ватерлиний W1L1 и W1'L1' судна после приема или снятия груза при посадке на ровный киль.

Ватерлинии WL и W1L1 (или W1'L1') наносят на кривые эле­ментов теоретического чертежа, с которых снимают:

а) для ватерлинии WL

        абсциссу центра величины хс  ;

        аппликату метацентра zm ;

        момент М, дифферентующий на 1 м;

б) для ватерлинии W1L1        

        абсциссу центра величины хс1 ;

        абсциссу центра тяжести площади ватерлинии xf1;

    аппликату метацентра zm1 ;

момент m1, дифферентующий на 1 м.


Определяют дифферент и начальную    остойчивость   судна до приема (снятия) груза по формулам:


Дифферент судна после приема (снятия) груза    находится по формуле


Новые значения осадок носом и кормой и средней осадки оп­ределяются по формулам:  



Для определения новой начальной    метацентрической   высоты находят прежде всего новую аппликату центра тяжести судна



Тогда новая начальная метацентрическая высота h1 после при­ема или снятия груза будет





Рис. 6. Кривые элементов теоретического чертежа


3. Откладывая значение массы снимаемого груза m = 4500 т вдоль ватер­линии WL влево от точки А, находим

точку В, определяющую положение ватер­линии W1L1 для посадки на ровный киль с осадкой d1= 6,60 м. Для ватерлинии W1L1, находим: М1 = 19900 тм/м; xCl = 0,70 м; xf1 = -1,70 м; zm1=10,37 м.



4. Дифферент судна после разгрузки по формуле (4.2)


              

Если принимаемый или снимаемый, груз малый (не превышает 1012% от водоизмещения судна), то для определения изменения посадки и остойчивости после его приема или снятия целесооб­разно воспользоваться следующим, более простым и менее тру­доемким, приближенным способом, не предусматривающим зна­чительной части описанных выше построений на кривых элементов теоретического чертежа. Считая известными (из расчета нагруз­ки) начальное водоизмещение судна Δ и координаты его центра тяжести xg и zg, а также массу т и координаты центра тяжести х, у и z принимаемого (снимаемого) груза, находят по грузовому размеру (или грузовой шкале) соответствующую осадку d судна, сидящего по ватерлинию WL прямо и на ровный киль. Ватерли­нию WL наносят на кривые элементов теоретического чертежа, с которых снимают: площадь ватерлинии S; аппликату метацент­ра zm; абсциссу центра величины хс; абсциссу центра тяжести площади ватерлинии xf и момент М, дифферентующий на 1 м.

Находят начальные дифферент и поперечную остойчивость суд­на (до приема или снятия груза) по формулам (4.1).

Замечая, что снятие с судна груза массой т всегда можно рассматривать как прием груза той же массы, но с отрицательным знаком, в дальнейшем будем рассматривать только случай приема груза.

Прием на судно малого груза в произвольную точку с коорди­натами х, у, z (подразумеваются координаты центра тяжести груза) можно рассматривать как процесс, слагаемый из двух последовательных грузовых операций, а именно:

1) приема груза в точку с координатами xf , yf  =0, z, т. е. рас­положенную на одной вертикали с центром тяжести площади ватерлинии WL;

2) переноса груза по горизонтали в заданную точку с коорди­натами х, у.

Если груз малый, то можно принять допущение, что после выполнения первой операции изменяются только осадка и остой­чивость судна согласно следующим формулам:

После выполнения второй операции появляются моменты пе­реноса ту и т(х—xf), которые приводят к изменению крена и дифферента судна. Новые угол крена и дифферент находятся по формулам:


Новые осадки носом и кормой   и новая средняя   осадка после приема малого груза определяются выражениями:

Осуществляя грузовую операцию приема или снятия груза, необходимо иметь в виду, что прием груза ниже ватерлинии вы­зывает увеличение, а прием выше нее уменьшение коэффици­ентов остойчивости. В случае снятия груза будет иметь место противоположное явление: коэффициенты остойчивости будут увеличиваться при снятии груза выше ватерлинии и уменьшаться при снятии груза ниже нее.





 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..