|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
4. ПОСАДКА И НАЧАЛЬНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ СУДНА ПРИ ПРИЕМЕ ИЛИ СНЯТИИ ГРУЗА В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ НА СУДНЕ ДИАГРАММ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И ОСАДОК НОСОМ И КОРМОЙ В случае отсутствия в имеющейся на судне документации диаграммы осадок носом и кормой и диаграммы контроля остойчивости, но, при наличии кривых элементов теоретического чертежа посадка судна и его остойчивость после приема или снятия груза могут быть определены следующим графоаналитическим способом. Считая известными (из расчета нагрузки) начальное водоизмещение судна Δ и координаты центра тяжести xg и zg , а также массу m и координаты х и z центра тяжести принимаемого (снимаемого) груза, наносят на грузовой размер ватерлинию WL, отвечающую водоизмещению Δ (рис. 5). От точки А откладывают по оси абсцисс в масштабе Δ массу m груза — вправо при его приеме ( +m) или влево при его снятии (-m). Точки Е к Е' пересечения с грузовым размером вертикалей, проведенных соответственно через точки В и С, определяют положения ватерлиний W1L1 и W1'L1' судна после приема или снятия груза при посадке на ровный киль. Ватерлинии WL и W1L1 (или W1'L1') наносят на кривые элементов теоретического чертежа, с которых снимают: а) для ватерлинии WL — абсциссу центра величины хс ; аппликату метацентра zm ; момент М, дифферентующий на 1 м; б) для ватерлинии W1L1 — абсциссу центра величины хс1 ; абсциссу центра тяжести площади ватерлинии xf1; аппликату метацентра zm1 ; момент m1, дифферентующий на 1 м. Определяют дифферент и начальную остойчивость судна до приема (снятия) груза по формулам: Дифферент судна после приема (снятия) груза находится по формуле Новые значения осадок носом и кормой и средней осадки определяются по формулам: Для определения новой начальной метацентрической высоты находят прежде всего новую аппликату центра тяжести судна Тогда новая начальная метацентрическая высота h1 после приема или снятия груза будет Рис. 6. Кривые элементов теоретического чертежа 3. Откладывая значение массы снимаемого груза m = 4500 т вдоль ватерлинии WL влево от точки А, находим точку В, определяющую положение ватерлинии W1L1 для посадки на ровный киль с осадкой d1= 6,60 м. Для ватерлинии W1L1, находим: М1 = 19900 тм/м; xCl = 0,70 м; xf1 = -1,70 м; zm1=10,37 м. 4. Дифферент судна после разгрузки по формуле (4.2)
Если принимаемый или снимаемый, груз малый (не превышает 10—12% от водоизмещения судна), то для определения изменения посадки и остойчивости после его приема или снятия целесообразно воспользоваться следующим, более простым и менее трудоемким, приближенным способом, не предусматривающим значительной части описанных выше построений на кривых элементов теоретического чертежа. Считая известными (из расчета нагрузки) начальное водоизмещение судна Δ и координаты его центра тяжести xg и zg, а также массу т и координаты центра тяжести х, у и z принимаемого (снимаемого) груза, находят по грузовому размеру (или грузовой шкале) соответствующую осадку d судна, сидящего по ватерлинию WL прямо и на ровный киль. Ватерлинию WL наносят на кривые элементов теоретического чертежа, с которых снимают: площадь ватерлинии S; аппликату метацентра zm; абсциссу центра величины хс; абсциссу центра тяжести площади ватерлинии xf и момент М, дифферентующий на 1 м. Находят начальные дифферент и поперечную остойчивость судна (до приема или снятия груза) по формулам (4.1). Замечая, что снятие с судна груза массой т всегда можно рассматривать как прием груза той же массы, но с отрицательным знаком, в дальнейшем будем рассматривать только случай приема груза. Прием на судно малого груза в произвольную точку с координатами х, у, z (подразумеваются координаты центра тяжести груза) можно рассматривать как процесс, слагаемый из двух последовательных грузовых операций, а именно: 1) приема груза в точку с координатами xf , yf =0, z, т. е. расположенную на одной вертикали с центром тяжести площади ватерлинии WL; 2) переноса груза по горизонтали в заданную точку с координатами х, у. Если груз малый, то можно принять допущение, что после выполнения первой операции изменяются только осадка и остойчивость судна согласно следующим формулам: После выполнения второй операции появляются моменты переноса ту и т(х—xf), которые приводят к изменению крена и дифферента судна. Новые угол крена и дифферент находятся по формулам: Новые осадки носом и кормой и новая средняя осадка после приема малого груза определяются выражениями: Осуществляя грузовую операцию приема или снятия груза, необходимо иметь в виду, что прием груза ниже ватерлинии вызывает увеличение, а прием выше нее — уменьшение коэффициентов остойчивости. В случае снятия груза будет иметь место противоположное явление: коэффициенты остойчивости будут увеличиваться при снятии груза выше ватерлинии и уменьшаться при снятии груза ниже нее.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
|
|
|