|
|
9. ОСТОЙЧИВОСТЬ И ПОСАДКА ПОВРЕЖДЕННОГО СУДНА С ЗАТОПЛЕННЫМИ ОТСЕКАМИ
Категории затопленных отсеков. Затопленные отсеки судна в зависимости от характера затопления подразделяются на следующие основные категории (рис. 16): отсеки первой категории, затопленные полностью, независимо от того, имеют ли они сообщение с забортной водой или не имеют (рис. 16,а); отсеки второй категории, затопленные частично и не имеющие сообщения с забортной водой (рис. 16,б); отсеки третьей категории, затопленные частично и имеющие сообщение с забортной водой через пробоину; при этом уровень воды в затопленных отсеках совпадает с ватерлинией поврежденного судна (рис. 1б,в). Категории затопления могут переходить из одной в другую. Например, при изменении посадки судна отсек первой категории (сообщающийся с забортной водой) может стать отсеком третьей категории и наоборот; при заделке пробоины отсек третьей категории становится отсеком второй категории. Коэффициенты проницаемости. Объем затопленного отсека, вычисленный по теоретическому чертежу без вычета объема находящихся в отсеке предметов и набора корпуса, называется его теоретическим объемом υт. Фактическим объемом затопленного отсека υ называется объем отсека нетто, т. е. за вычетом объема предметов и конструкций, находящихся в затопленной части отсека. Отношение μ = υ / υт называется коэффициентом проницаемости затопленного отсека. Площадь s поверхности воды в затопленном отсеке также отличается от теоретической площади sт, поскольку часть ее будут занимать площади сечений предметов, находящихся в отсеке. Соответствующее отношение μs = s / sт называется коэффициентом проницаемости ватерлинии затопленного отсека. Наконец, для собственных моментов инерции поверхности воды в затопленном отсеке имеем μi= ix / ixт, μig= ig / ig . Коэффициенты μ, μs, μ ix, μ iy для одного и того же уровня затопления отсека различны; однако в практических расчетах этим различием пренебрегают и приближенно считают μs = μ ix = μ iy = μ . Таким образом, употребляемые в расчетах элементы затопленных отсеков находят, умножая их теоретические значения на единый общий коэффициент проницаемости μ . Коэффициенты проницаемости зависят от уровня воды в затопленном отсеке. Однако и этим обстоятельством в практических расчетах пренебрегают и считают коэффициенты μ постоянными, не зависящими от высоты уровня влившейся в отсек воды. Значения коэффициентов проницаемости для различных судовых помещений приведены в Правилах Регистра СССР (ч. V. Деление на отсеки). Изменение начальной остойчивости и посадки судна при затоплении малых отсеков первой и второй категорий. Затопление забортной водой малого отсека первой категории равносильно приему малого твердого груза, масса и координаты центра тяжести которого соответственно равны массе и координатам центра тяжести воды в отсеке. Поэтому приращение начальной остойчивости и изменение посадки судна после затопления отсека могут быть определены формулами (4.6) — (4.8), в которых следует принять m = ρυ, где υ — объем воды, поступившей в отсек; ρ — плотность забортной воды. При затоплении отсека второй категории необходимо дополнительно учесть влияние свободной поверхности воды в отсеке. В этом случае приращение начальной остойчивости можно определить по формуле где ix — центральный момент инерции свободной поверхности воды в отсеке относительно продольной оси (определенный с учетом коэффициента проницаемости отсека). Затопление отсеков первой категории всегда увеличивает остойчивость судна. Влияние затопления отсеков второй категории на остойчивость существенно зависит от размеров имеющейся в отсеках свободной поверхности воды. Неполное затопление расположенных вблизи и выше ватерлинии широких отсеков (например, в результате фильтрации из соседних затопленных отсеков или тушения пожаров) чрезвычайно сильно уменьшает начальную остойчивость и является одной из главных причин возникновения отрицательной начальной остойчивости поврежденного судна. В данном примере судно после аварии и поступления воды в трюм приобретает отрицательную начальную остойчивость. Отсек третьей категории практически никогда не бывает малым отсеком. Обычно это грузовой трюм или даже два соседних трюма, объем воды, в которых превышает 10—12% от водоизмещения судна или приближается к этой величине. Методика расчета изменений посадки и начальной остойчивости в применении к отсекам третьей категории, рассматриваемым как малые отсеки, но имеющим фактически значительные размеры, как правило, приводит к результатам, далеким от действительности. Более точные методы расчета посадки и остойчивости при затоплении отсеков третьей категории в судовых условиях неприменимы ввиду их сложности и большой трудоемкости, поэтому в Информациях о непотопляемости приводятся заранее рассчитанные элементы посадки и остойчивости для всех основных случаев затопления отсеков третьей категории.
|
|
|