ОСТОЙЧИВОСТЬ СУДНА НА ПОПУТНОМ ВОЛНЕНИИ

  Главная       Учебники - Морское дело      Об остойчивости морского судна (Дорогостайский Д.В., Кацман Ф. М.) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13 

 

11.

ОСТОЙЧИВОСТЬ СУДНА НА ПОПУТНОМ ВОЛНЕНИИ


Одним из специальных вопросов безопасности мореплавания является снижение остойчивости судна при ходе на попутном вол­нении. Аварийная статистика указывает на высокую вероятность потери остойчивости в этих обстоятельствах [1]. При этом слож­ность заключается в том, что теория на данном этапе не дает су­доводителю надежных расчетных методов оперативной оценки снижения остойчивости на попутном волнении. Поэтому особо важным является понимание физики явления и качественная оценка эксплуатационной ситуации, позволяющая предупредить аварию. Сказанное выше относится к судам, не оборудованным аппаратурными средствами контроля, способными реагировать на изменение остойчивости в зависимости от положения судна на волне.

В реальных условиях эксплуатации судно движется по взволно­ванной поверхности. В этом случае при неизменном водоизмеще­нии непрерывно изменяется форма подводной части корпуса. Вследствие разности обводов в районе цилиндрической вставки и в оконечностях происходит изменение обводов действующей ватерлинии, что приводит к изменению метацентрического радиуса, плеча остойчивости формы и метацентрической высоты в ряде случаев до 40% [1] от первоначальных значений.

Исследованиями установлено, что наибольшую опасность для судна представляет встреча с волной, длина которой λ соизмерима с длиной судна. Когда судно находится на вершине  волны, т. е. при совпадении гребня волны с мидель-шпангоутом, составляю­щие восстанавливающего момента в оконечностях действуют в сторону наклонения, стремясь увеличить его. При этом на встречном волнении вследствие вычитания скоростей судна и бега волны судно не успевает среагировать на уменьшение остойчи­вости, так как находится на гребне волны менее половины периода собственных поперечных колебаний. При ходе на попутной волне судно меняет свое положение относительно профиля волны и при совпадении скоростей судна и бега волны может задержаться на вершине волны достаточно длительное время. Поэтому скорость судна на попутном волнении существенно влияет на его остойчи­вость. На рис. 18 показано влияние на диаграмму статической остойчивости положения вершины волны по длине судна;

кривые 2, 3 и 4 соответственно характеризуют последовательное уменьшение остой­чивости при погружении носовой оконечности, кормовой оконечности и цилиндрической вставки. Остой­чивость судна на подошве волны, т. е. при погружении обеих оконеч­ностей, несколько улучшается. Су­доводителю следует обращать вни­мание на такие эксплуатационные факторы, как длина волны и скорость ее бега, и при совпадении их с длиной и скоростью судна необхо­димо менять курс или снижать ско­рость. В работе [1] даются следую­щие рекомендации по нижнему пределу опасных скоростей в зависимо­сти от длины судна:

L, м    .........     60        100           140

υs, уз .      .      .      .     .     .     .     .     .   11,6          13,4        15,2

Совпадение длины волны с длиной судна наиболее опасно для малых судов. Однако в условиях океанской зыби и более крупные суда оказываются подверженными влиянию попутного волнения.

Существенно в этих условиях на плечи статической остойчиво­сти влияет высота волны: они уменьшаются с ее увеличением. Следовательно, крутые волны более опасны, чем пологие.

Вероятность потери остойчивости существенно увеличивается, когда судно находится на склоне волны при скоростях, меньших скорости бега волны. В этом случае возможен «захват» судна вол­ной, при котором скорость судна быстро нарастает. Возникает дополнительная сила инерции, которая при ухудшении управляемо­сти из-за оголения кормовой оконечности и сопутствующего рыс­кания дает поперечную составляющую, увеличивающую кренящий момент. Это явление, называемое брочингом, наиболее вероятно при λ/L = 1,0 ÷1,3, дифференте на нос и малой загрузке. Поэтому для избежания брочинга следует избегать попутного волнения или снижать скорость на 3040% [4].

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13