Прохождение судном поворота с глубокой водой со стороны мыса

  Главная      Учебники - Морское дело     Маневрирование судов в узкостях (Кубачев Н.А.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 



§ 35.
Прохождение судном поворота с глубокой водой со стороны мыса


Рассмотрим далее поворот с наибольшей глубиной не со стороны излу­чины, как это обычно бывает, а со стороны мыса. Такой поворот очень труден для глубоко сидящего судна, так как присасывание и носовая волна в этом случае являются противодействующими факторами. На рис. 11 и 12 показан такой поворот, где направление канала меняет­ся не на 90° на расстоянии, равном пяти длинам корпуса судна, а только на 55°. Тем не менее прохождение такого поворота значительно труднее, чем прохождение более крутого поворота. Здесь весьма желательно иметь буксир, ошвартованный к скуле судна. Крепить буксир следует с правой скулы. Как правило, берег или мелководье окажутся достаточ­но близко (см. рис. 12) и будут оказывать сильное действие на корму буксира, оттягивая ее от судна, что является желательным или благо­приятным моментом.



§ 36
Отрицательное влияние носового буксира на глубоко сидящее судно




Неправильное применение лекарства способно принести больному боль­ше вреда, чем пользы. Буксир тоже может принести судну вред, если его использовать неправильно или в неподходящих условиях.
Рассмотрим такую ситуацию: носовой буксир тянет тяжело груже­ное судно в узком и мелководном канале. Судоводители единодушно утверждают, что в таких условиях судно с носовым тянущим буксиром будет управляться значительно хуже, чем без него, объясняя это разны­ми причинами. Многие полагают, что виною всему кильватерная струя, создаваемая буксиром и ударяющая в нос судна. Чтобы устранить воздействие струи, максимально удлиняют буксирный трос. Однако киль­ватерная струя, действительно отрицательно влияющая на управляемость судна, все же не заслуживает таких серьезных обвинений. Здесь необ­ходимо вспомнить уже известную нам зависимость — чем меньше инер­ция переднего хода, тем меньше присасывание, и наоборот. Правиль­ность этого утверждения признается далеко не всеми, поэтому приве­дем два примера в его защиту.
1. Плохо управляющееся судно с незначительным клиренсом под килем следует в узком канале, сила руля превосходит силу присасы­вания при условии, что судно идет только самым малым ходом вперед. Если же оно начнет двигаться быстрее, то потеряет управляемость. Носовой буксир, хотя его машина и работает только малым ходом, увеличит инерцию переднего хода судна, т. е. его скорость, поскольку само судно идет медленно, а это небольшое увеличение скорости за счет тяги буксира создаст сильное присасывание.
2. Носовой буксир отсутствует. Судно, следующее только собствен­ным ходом 3 уз , будет управляться лучше, чем при собственном ходе 2 уз и дополнительном ходе 1 уз за счет какого-либо механизма, дви­гающегося по берегу, например, „электрического мула". В последнем случае кильватерная струя буксира отсутствует, но управляемость судна хуже, чем при движении со скоростью 3 уз за счет собственной машины. Если судно использует только свою машину, его винтовая струя оказывает большое воздействие на руль.
В противовес сказанному выше можно заявить, что такое судно иногда способно продолжить движение без рыскания на расстояние многих миль, причем машина будет работать полным ходом вперед. В подтверждение этому можно привести многочисленные примеры.
Так, как уже говорилось в § 27, тяжело груженое судно, углу­бившееся на несколько сантиметров в ил, управляется лучше, чем если бы оно не касалось грунта. Судно как бы ползет по илу и не представ­ляет собой опасности для других судов, что является существенным преимуществом. Мы также заранее предположили, что рассматриваемое судно будет на плаву. Однако следует помнить, что судно с очень незначительной глубиной под килем и не имеющее хода относительно воды будет часто проседать, если машина работает полным ходом, и тяжело ползти по грунту.
Другим примером может служить следующая ситуация. Машины двухвинтового теплохода работает на минимально возможный ход. Независимо от наличия буксира спереди, судно, пройдя расстояние, равное нескольким длинам корпуса, получает слишком большую инер­цию, чтобы им можно было управлять в узком канале. Если к его рако­вине ошвартован буксир, а другой буксир тянет спереди, судном можно управлять, когда его машина не работает. Однако даже при наличии этих двух буксиров судно теряет управляемость, если его машина в течение нескольких минут работает на передний ход. Практика дает возможность сделать вывод, что именно дополнительная скорость, сообщаемая судну буксиром, а не его кильватерная струя, является причиной потери суд­ном управляемости,





§ 37.
Буксир, тянущий порожнее судно спереди


Носовой буксир, тянущий груженое судно, может представлять для него серьезную помеху. Буксир, находящийся в таком же положении, на порожнее судно, особенно танкер с достаточным дифферентом на кор­му и с очень небольшой осадкой носом, оказывать отрицательного воздействия не будет. При таком дифференте тяга буксира при условии, что машина судна почти все время не работает, не создает излишнего переднего хода, вызывающего сильное присасывание*.
* Такое предположение сделано для большей наглядности примера. В действи­тельности, если судно достаточно хорошо управляется, машина может все время продолжать работать малым ходом вперед.
Таким образом, носовой буксир контролирует движение носа судна, а руль и винт судна контролируют движение его кормы. В случае необходимости инер­цию переднего хода можно полностью погасить следующим образом. Буксир подходит к левому берегу, а судно в это же время придерживает­ся правого берега. Судну дают ход назад, и при этом оно удерживается параллельно берегу канала и останавливается.
Как и в случае буксировки порожнего судна, если необходимо произвести крутые повороты на речном фарватере, буксир должен тянуть спереди, так как нос судна сидит очень неглубоко, и буксир может тянуть его в любом желаемом направлении, не подвергаясь опас­ности совершить навал. Следует помнить, что для обеспечения эффектив­ной тяги буксира, судно не должно иметь значительного хода вперед. Иными словами, чем меньше инерция переднего хода судна, тем более эффективна тяга буксира.
В подтверждение сказанного выше рассмотрим пример буксировки крупной морской баржи. Широко и весьма успешно применяется бук­сировка порожней баржи в узком канале или извилистой реке буксиром, тянущим спереди. Однако при тех же условиях плавания груженую баржу будет тянуть буксир, закрепленный на раковине судна.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..