Недостатки положения буксира, ошвартованного у скулы

  Главная      Учебники - Морское дело     Маневрирование судов в узкостях (Кубачев Н.А.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

§ 34.

Недостатки положения буксира, ошвартованного у скулы


Возможно, приведенные выше примеры создадут впечатление, что единственным допустимым способом выполнения глубоко сидящим судном крутого поворота является способ поворота с помощью бук­сира, ошвартованного к скуле судна со стороны мыса.

Справедливо, что применение такого способа очень часто позво­ляет преодолеть поворот, любой же иной вид помощи буксира оказы­вается .в этом случае неэффективным. Но и у этого способа имеются свои недостатки: потеря времени судном; риск, которому подвер­гается буксир: большое количество дополнительных маневров, совер­шаемых буксиром; дополнительная работа для экипажей обоих судов.

В отношении первого недостатка можно сказать, что потеря време­ни оправдана, если она предотвращает аварию. Но на каждом поворо­те судно задерживается на 15 20 мин. Несколько поворотов приве­дут к задержке, измеряемой часами.

Что же касается риска навала, которому подвергается буксир при таком способе выполнения крутого поворота, то в описываемом случае опасность значительно возрастает. Буксир может оказаться зажатым между судном и берегом. В целом буксир находится в полной безопасности, когда он ошвартован к судну со стороны мыса (рис. 11,12).

Если следующие друг за другом повороты водного пути имеют противоположное направление, буксиру придется все время перехо­дить от одной скулы судна к другой. Чтобы избежать многочисленных перешвартовок буксира, иногда предпочитают оставлять его на левой скуле судна, независимо от направления поворота канала.

Когда буксир располагается со стороны излучины, он практически может принести судну никакой ощутимой пользы, не говоря уже том, что здесь он занимает наиболее уязвимое положение. Если судно имеет значительную инерцию переднего хода, то буксир не может разворачивать его с достаточной силой, вместо этого он будет толкать судно вперед, что нежелательно. Если же ход судна существенно умень­шен, и буксир, обладающий исключительно большой мощностью руля может занять положение перпендикулярно к направлению движения его усилия будут в значительной мере ослаблены сопротивлением воды, вызванной положением буксира  (рис. 13) . Только когда судно не будет иметь хода относительно воды, или при незначительном ходе судна действия буксира будут эффективны.



Рис.  11. Положение, в  котором носовой буксир может не оказать достаточной помощи судну.

/ начинается действие присасывания к правому берегу; 2 раз­ворот замедляется, несмотря на положения руля „право на борт"; 3 судно следует прямо вперед, несмотря на положение руля „право на борт"; 4 присасывание разворачивает* корму судна вправо, несмотря на положение руля „право на борт", и оно наваливает левой скулой на берег. Носовой буксир не может оказать доста­точной помощи




Рис. 12. Выполнение поворота при помощи буксира, ошвар­тованного к скуле судна.

/ - буксир тянет назад, но ход судна вперед удерживает его параллельно берегу; 2 ~ уменьшение хода судна и начавшийся поворот позволяют буксиру слегка отвести свою корму; 3 кроме факторов, указанных в поз. 2, буксиру помогает отводить корму от судна береговое присасывание, созданное кильватерной струей; 4 работа машины буксира назад позволяет рулю преодолеть бере­говое присасывание, и судно входит в канал


Рис. 13. Недостатки положения буксира.

Судно следует вперед. Работа машины буксира полным ходом вперед при руле в положении „право на борт" отталкивает нос судна вправо, однако действия буксира (в указанном на рисунке положении) могут быть сведены на нет, так как возникающая при этом сила (из-за положения буксира), тормозящая дви­жение судна, создает тенденцию разворота судна влево



Подведем итог сказанному выше. Предпочтительно выполнять маневр поворота с носовым буксиром, а не с буксиром, ошвартованным к скуле судна, если есть основания предполагать, что, используя такой способ, судно сможет пройти поворот.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..