§ 20.
Постановка судна на якорь на короткой якорь-цепи в узкостях
Предположим, что работает умеренное течение, но пространство чистой воды
впереди и сзади судна ограничено, и поэтому необходимо встать на якорь,
используя якорь-цепь минимальной длины. Для этого следует отдать внешний
якорь как можно ближе к берегу в точке, находящейся немного впереди
центра участка такой длины, которая необходима для разворота" судна в
обе стороны. Пусть судно отходит назад, пока не будет вытравлена одна
смычка якорь-цепи. Затем, когда нос судна приблизится к берегу, отдают
внутренний якорь и травят обе якорь-цепи, имея две смычки на внешнем
якоре и одну смычку на внутреннем.
Когда течение прекратится, внешнюю якорь-цепь укорачивают до одной
смычки, чтобы цепи обоих якорей не перепутывались. Затем, когда течение
начнет работать в противоположном направлении, оно заставит судно
двигаться вперед, пока внутренний якорь не станет смотреть в корму.
Условия разворота судна станут такими же, какие рассмотрены в начале
данного параграфа. После того как течение развернет судно, вытравливают
две смычки якорь-цепи, ставшей теперь внешней. Поскольку внутренняя
якорь-цепь уже была укорочена до одной смычки, судно окажется стоящим на
двух якорях, как и до разворота.
Если же течение имеет несколько большую силу, вытравливают две смычки
внешней якорь-цепи перед отдачей внутреннего якоря, а затем травят, пока
не будет в воде три и одна смычки якорь-цепи внешнего и внутреннего
якорей соответственно.
В этом случае при смене течения выбирают две смычки внешней якорь-цепи,
после чего внутренняя якорь-цепь смотрит в корму. Условия разворота
судна окажутся такими же, как показано в начале § 19.
Ставя судно на якорь таким способом, независимо от длины внешнего
якоря, не следует отдавать более одной смычки внутренней якорь-цепи, так
как успокаивающее воздействие короткой якорь-цепи значительно более
важно, чем держащий эффект, оказываемый более длинной якорь-цепью.
§ 21.
Устранение дрейфа судна на якоре в узкостях
Если якорь, выйдя из грунта, начинает ползти, что, видимо, происходит
потому, что на его лапах и веретене накопилось много ила, его нужно
выбрать и очистить от ила. Чтобы предотвратить дрейф отданного якоря,
следует вытравить якорь-цепь на нужную длину, не допуская ее сильного
натяжения, а затем осторожно подработать машиной, пока якорь-цепь не
натянется.