ШВАРТОВКА В УЗОСТЯХ

  Главная      Учебники - Морское дело     Маневрирование судов в узкостях (Кубачев Н.А.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Глава III


ШВАРТОВКА В УЗОСТЯХ


§ 22.

Причины обрыва швартовов в узостях


На некоторых узких внутренних водных путях течение вследствие паводка приобретает исключительную силу. Если оно направлено в ош­вартованное у причала параллельно кромке глубокой воды судно, пос­леднее может быть легко сорвано со швартовов. Чтобы этого не произо­шло, предпринимают меры для предотвращения обрыва швартовов, рассмотренные в данном параграфе.
Обычный способ швартовки — лагом к причалу, носом или кормой к течению. Для упрощения рассмотрим только швартовку судна носом к течению. В этом случае можно воспользоваться способом, который применяется для того, чтобы помешать судну, стоящему на якоре, развернуться носом к течению и начать дрейфовать. Такой способ швартовки судна к причалу дает даже лучшие результаты, чем при постановке на якорь.
Рассмотрим обычный, но в данном случае непригодный, способ швартовки. При попытке удержать судно точно лагом к причалу его нос иногда слегка отклоняется от причала. В этом случае дальнейшее уве­личение отклонения даже на долю градуса вызовет рост влияния те­чения на внутренний борт судна, которое станет все труднее удерживать в желаемом положении. Весьма вероятно, что, в конце концов, течение начнет действовать на судно с такой силой, что окажется невозможным удержать его нос, и судно будет сорвано со швартовов. Нет нужды пояснять, что затем произойдет с кормовыми швартовами. Заметим только, что, когда нос судна отходит от причала, сначала, как правило, обрываются носовые швартовы, а потом кормовые. И даже если тече­ние будет с несколько большей силой действовать на внешний борт судна, последнее сохранит тенденцию рыскнуть от причала. Подобное поведение можно объяснить положением судна в канале. Корма судна расположена близко к мелководью со стороны причала, поэтому сила присасывания стремится подтянуть раковину к берегу или причалу. По­этому вероятность обрыва кормовых швартовов в первую очередь весьма мала.


§ 23.

Меры, предотвращающие обрыв швартовов в узостях


Кормовые швартовы, в основном, оказывают негативное действие на судно и иногда приносят значительно больше вреда, чем пользы. В действительности отсутствие кормовых швартовов, заведенных на берег кроме прижимных, не помешает носу судна отклониться от причала если судно во время сильного паводкового течения стоит носом к не­му. В подтверждение сказанного напомним, что с кормы буксира, ошвар­тованного лагом к барже, на баржу подаются только прижимные концы.
Взаимодействие судна и причала, когда судно расположено носом к сильному течению, подобно взаимодействию буксира и баржи при сле­довании полным ходом. Вплотную к барже, идя на параллельных курсах, буксир держится с трудом в любых условиях, если же скорость велика, это вообще невозможно. Даже незначительное расхождение курсов судов еще больше увеличит вероятность обрыва швартовов.
С другой стороны, им нетрудно удерживаться вместе на любом ходу при условии, что расхождение курсов будет иметь определенную величину. В первом случае сила давления воды будет стремиться разъеди­нить их, во втором — поможет держаться вместе. Этот принцип справед­лив и при взаимодействии судна и причала.

 



§ 24. Швартовные концы


При швартовке нужно следить, чтобы на кормовых концах, особенно продольных и шпрингах, не возникало излишнего напряжения. Угол между судном и причалом регулируется потравливанием кормовых прижимных концов
Носовые продольные концы должны быть в достаточном количестве и очень высокого качества. Носовые шпринги выполняют функции кор­мовых продольных концов, поскольку последние имеют слабину. Исключительно важен задний носовой шпринг. Чтобы полнее использо­вать его положительную роль, нужно следить за правильным направлени­ем этого конца, который ни в коем случае не должен смотреть вперед, а хотя бы и незначительно, но в корму. Пожалуй, имеет смысл сказать еще кое-что о положении прижимных швартовов. Если бы они были направлены под достаточным углом вперед, чтобы уменьшить натяже­ние на носовых продольных концах, то перестали бы действовать в ка­честве прижимных. Если же они будут лишь слегка смотреть вперед, судно, если позволят кормовые шпринги, рыскнет не только вперед, но и от причала, пока прижимные швартовы не окажутся под прямым углом к судну.
Чем большей силой обладает течение, тем сильнее тенденция судна к движению вперед. Однако такое поведение судна легко объяснить. Когда нос отклоняется от причала, возрастает напряжение на носовых продольных швартовах и, если они не обрываются, то судно должно двигаться вперед. Сказанное лишний раз подтверждает значение ка­чества задних носовых шпрингов (передние носовые шпринги подавать не следует) и правильного направления носовых прижимных концов. Они почти так же важны, как и носовые продольные швартовы.


§ 25. Положение ошвартованного судна


Кормовые прижимные концы ошвартованного судна должны иметь слабину, чтобы корма могла отходить на достаточное расстояние oт причала. При этом течение будет оказывать большее воздействие на внешнюю скулу судна по сравнению с внутренней. Кормовые продольные и кормовые шпринги должны иметь слабину. Таким образом, внутренняя скула будет слегка прижиматься к причалу, и судно при помощи носового шпринга и прижимных концов, натянутых втугую, можно будет надежно удерживать у него.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..