Постановка судна на два якоря для предотвращения посадки на грунт

  Главная      Учебники - Морское дело     Маневрирование судов в узкостях (Кубачев Н.А.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

§ 18.

Постановка судна на два якоря для предотвращения посадки на грунт


Предположим, что судно надежно стоит на одном якоре с вытравленной на большую длину якорь-цепью до момента смены приливоотливного течения. При изменении течения, оно, например, под воздействием прижимного ветра, не разворачивается по течению. Для того чтобы развернуть его, дают ход машине и перекладывают руль на борт с целью отвода кормы судна от берега. Но, несмотря на принятые меры, корма судна прижимается к берегу, а его нос отклоняется от него, пока якорь-цепь не начнет смотреть в корму и не натянется втугую (см,§ 9), после чего судно оказывается на грунте (рис. 5).



Рис. 5. Посадка на грунт судна с отданным якорем.

1 кромка глубокой воды; 2 якорь-цедь смотрит под корпус;

3 склон берега.


Как ни странно, в этом положении судно крайне редко получает какие-либо повреждения, хотя произойти это, конечно, может. Чем дальше в сторону отклоняется нос, когда корма оказывается на грунте, тем более опасным становится положение судна. Если судно находится параллельно берегу, оно коснется его только раковиной, а винт и руль будут в безопасности. Сказанное обосновывает необходимость правильного выбора места отдачи якоря или якорей.

Чтобы предотвратить возникновение рассмотренной ситуации, поль­зуются следующим наиболее эффективным способом отдачи двух якорей. Отдают внешний якорь близко к берегу и, удерживая нос судна по на­правлению к берегу по мере отхода назад, вытравливают четыре смычки якорь-цепи. Затем отдают внутренний якорь и выбирают якорь-цепь внешнего якоря, оставляя в воде только три смычки. Теперь якорь-цепь внутреннего якоря в одну смычку будет смотреть назад и окажет такое же действие, как носовой шпринг, удерживая нос судна против течения. Внешний якорь с якорь-цепью в три смычки будет держать судно зна­чительно лучше (так как судно стоит носом против течения), чем четы­ре или более смычки одного якоря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..