КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 24-ПУШЕЧНОГО
ФРЕГАТА «НАДЕЖДА»
Основные характеристики фрегата «Надежда»
Длина, м
по верхней палубе...............36,74
между перпендикулярами.............35,07
по килю...................33,91
Ширина, м
с обшивкой...........................10,26
без обшивки..................................10,06
Высота борта, м..................4,47
Глубина интрюма, м................3,88
Осадка, м
носом....................2,54
кормой...................2,69
Водоизмещение в полном грузу, т............565
Число Брюса...................3,1
Экипаж, чел.
штаб- и обер-офицеров..............12
унтер-офицеров................9
рядовых...................75
нестроевых..................17
Число практикантов................75
Напомним, что фрегат строился по чертежу, составленному И. А. Амосовым,
сооружался под крышей эллинга. На постройку судна пошли сосна,
лиственница, дуб. При скреплении элементов корпуса широко использовалось
железо, в качестве постоянного балласта, как уже было сказано,
применялось чугунное литье. Еще на стапеле подводная часть наружной
обшивки была обита медью. Подпалубный объем корпуса «Надежды» составлял
1450 м . Абсцисса центра величины равнялась 0,56 м (в нос), а его
заглубление под плоскость основной ватерлинии — 0,87 м. Стандартной
посадке соответствовал ме-тацентрический радиус 4,85 м.
Теоретический чертеж фрегата «Надежда». ЦГАВМФ, ф.
327, on. 1, д. 1370
Соотношение площади парусности и объемного водоизмещения оказалось
близким к стандартам нашего времени. Быть может, это объясняется тем,
что новый дирек
тор корпуса контр-адмирал Н. П. Римский-Корсаков,
участник сражений под Бородином, Смоленском и Малоярославцем, обошедший
вокруг Земли на шлюпе «Предприятие», был внимательнее к расчетам
инженеров, чем
его предшественник, полагавшийся более на интуицию.
Фрегат «Надежда» был вооружен 20 парусами.
Для желающих приобщиться к тайнам одной из самых
морских наук — навигации — препятствий не чинилось. Наоборот, и техника
и условия практики к этому располагали. Важно, чтобы было рвение у
ученика, да усердие. Практикантам «Надежды» в принципе было ясно, что
путь на капитанский мостик лежит через синусы и тангенсы, через
штурманскую рубку.
Артиллерийское хозяйство 24-пушечного, как указывалось в документах,
фрегата состояло из... 20 пушек и карронад 8-фунтового калибра. Четыре
бортовых порта заглушили вследствие оборудования на «Надежде»
адмиральской каюты. Любопытно устройство крюйт-камеры, предназначенной,
как известно, для хранения судовых взрывчатых материалов. Помещение ее
было строго изолировано от соседних кают. Стенки образовывались стойками
квадратного сечения по 13 см толщиной. Снаружи и изнутри они были обшиты
досками толщиной 3 см «в паз». При строительстве наружную поверхность
ограждения промачивали крепким раствором квасцов и покрывали листами
жести, а стыки пропаивали. Внутренняя поверхность была зашита свинцовыми
листами толщиной 1,6 мм. Здесь стыки заделывали с помощью паяльника.
Нижняя часть камеры не доходила до флоров и также была защищена жестью и
свинцовыми листами. Поверх свинца все помещение дополнительно было
закрыто плотным войлоком. В крюйт-камеру вели тамбур и две двери, одна
из которых завешивалась грубошерстным сукном — шторой, препятствующей
свободному проникновению воздушных потоков. Освещалась камера фонарем со
свечкой, расположенным за пределами помещения и отделенным от него
двойным слоем толстого стекла. На случай пожара камера была снабжена
трубой, соединяющей ее с забортным пространством. Клапан клинкета
располагался в смежной каюте, полное затопление камеры достигалось за 20
минут. На зашивку крюйт-камеры, как показывает материальная ведомость,
пошло 40 пудов (640 кг) свинца и 48 «штук» войлока.
Помещения практикантов на «Надежде» располагались отдельно от кубрика
нижних чинов, в средней части судна, на опер-деке. Спали ученики на
подвесных койках. Такая койка вместе с подушкой не могла весить более
девяти фунтов (3,7 кг). В увязанном виде она должна была иметь длину 1,5
аршина или 1,25 аршина для малых судов, т. е. 1,07 или 0,90 м. Увязывали
койку пятью шлагами черными плетеными сезнями или шнуром. В дневные часы
койки полагалось выстраивать по фальшборту с наклоном в сторону кормы
60° на «Надежде» и других крупных судах, 30° — на более мелких. Матрац
койки обычно был заполнен крошеной пробкой или капковой ватой. Подушка
набивалась капкой. Во время баталии такая койка защищала хозяина от пуль
и осколков снарядов. Если команда покидала корабль, то койка могла стать
на какое-то время и поплавком, удерживающим ее владельца на поверхности
в ожидании счастливой оказии.
Парусное вооружение и боковой вид фрегата «Надежда». ЦГАВМФ, ф. 327, on.
1, д. 1376