КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ  24-ПУШЕЧНОГО ФРЕГАТА «НАДЕЖДА»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

24-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ «НАДЕЖДА»

 

 

КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ  24-ПУШЕЧНОГО ФРЕГАТА «НАДЕЖДА»

 

 

 

Основные характеристики фрегата «Надежда»
Длина, м

по верхней палубе...............36,74

между перпендикулярами.............35,07

по килю...................33,91

Ширина, м

с обшивкой...........................10,26

без обшивки..................................10,06

Высота борта, м..................4,47

Глубина интрюма, м................3,88

Осадка, м

носом....................2,54

кормой...................2,69

Водоизмещение в полном грузу, т............565

Число Брюса...................3,1

Экипаж, чел.

штаб- и обер-офицеров..............12

унтер-офицеров................9

рядовых...................75

нестроевых..................17

Число практикантов................75


Напомним, что фрегат строился по чертежу, составленному И. А. Амосовым, сооружался под крышей эллинга. На постройку судна пошли сосна, лиственница, дуб. При скреплении элементов корпуса широко использовалось железо, в качестве постоянного балласта, как уже было сказано, применялось чугунное литье. Еще на стапеле подводная часть наружной обшивки была обита медью. Подпалубный объем корпуса «Надежды» составлял 1450 м . Абсцисса центра величины равнялась 0,56 м (в нос), а его заглубление под плоскость основной ватерлинии — 0,87 м. Стандартной посадке соответствовал ме-тацентрический радиус 4,85 м.

 

 

 

 

 

Теоретический чертеж фрегата «Надежда». ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 1370

 

 

 

 


Соотношение площади парусности и объемного водоизмещения оказалось близким к стандартам нашего времени. Быть может, это объясняется тем, что новый дирек
тор корпуса контр-адмирал Н. П. Римский-Корсаков,
участник сражений под Бородином, Смоленском и Малоярославцем, обошедший вокруг Земли на шлюпе «Предприятие», был внимательнее к расчетам инженеров, чем
его предшественник, полагавшийся более на интуицию.
Фрегат «Надежда» был вооружен 20 парусами.

 

 

Площадь парусов, м2, фрегата «Надежда»

Передний кливер.................35,0

Кливер.....................34,0

Фор-стень-стаксель................31,0

Фок......................105,0

Фор-марсель...................92,0

Фор-брамсель.........'.........45,0

Фор-бом-брамсель.................20,0

Грот-стень-стаксель................90,0

грот-брам-стаксель................28,0

Грот......................157,0

Грот-марсель...................100,0

Грот-брамсель..................45,0

Грот-бом-брамсель.................25,0

Апсель..........................................11,5

Крюйс-стень-стаксель................30,0

Крюйс-брам-стаксель................................10,0

Крюйс-марсель (крюйсель)..............52,5

Крюйс-брамсель.................30,5

Крюйс-бом-брамсель................................16,5

Бизань....................74,0

Общая площадь парусности.............1032,0

Площадь основных парусов............................862,5

 

 

 

 

 

 

24-пушечный фрегат «Надежда», чертеж общего расположения — продольный разрез, бак, юг w верхняя палуба:
1 — люк над шкиперской кладовой;
2 — битенги и краспицы якорных цепей; 3 — камбузная плита; 4 — штурманская рубка;
5 — «людская»
(вестовые, денщики, повара); 6 — адмиральская спальня;
7 — туалет; 8 — буфет;
9 — коридор адмиральского блока;
10 — шкаф; 11 — адмиральский салон;
12 —люк ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 1371, 1372, 1373

 

 

 

 

 

 

На фрегате как учебном судне полагалось иметь увеличенный комплект навигационных инструментов и оборудования.

 

 

 

 

Судовой перечень навигационного снабжения фрегата «Надежда»

Циркуль

измерительный простой медный.............3

«однорукий» фирмы Н. Хатчесон............2

Линейка

обыкновенная деревянная с каймой...........2

параллельная малая ................ 2

» большая...............2

Прямоугольник штурманский деревянный..........2

Транспортир роговой в футляре .............. 3

Компас ординарный в медном корпусе............1

Пель-компас в медном корпусе (один учебный).........2

Скамейка пель-компаса дубовая с освещением (нактоуз в виде шкафчика) ......................2

Компас в висячем корпусе................1

Лаг (ручной секторный) из дуба..............3

Вьюшка лаглиня точеная дубовая.............2

Лаглинь готовый и в запас................4

Лоты свинцовые

8-фунтовые (3,3 кг).................3

15-фунтовые (6,1 кг)................3

25-фунтовые (10 кг)................2

40-фунтовые (16,4 кг)................2

Лотлинь разный:

6 нитей в мотках..................2

12 нитей в мотках.................2

запасные мотки .................. 4

Хронометр английский.................2

Судовые часы пружинные настенные............6

 

 

 

 

 

 

 


24-пушечный фрегат «Надежда» — план палуб (нижней и жилой):
1 — шкиперские залавки (рундуки); 2 — люк; 3 — клозеты; 4 — шкиперские кладовые;
5 — сходные люки; 6 — светлые люки с решетками вентиляции;
7 — кадетские залавки;
8 — кадетский кубрик;
9 — офицерские каюты;
10 — командирские каюты; 11 — кают-компания;
12 — кормовая гардемаринская каюта;
13 — люк в броткамеру,
14 — шкиперские припасы; 15 — каюта кондукторов; 16 — каюта шкипера; 17 — матросские залавки,
18 — место для кабельтовое; 19 — место для пеньковых канатов; 20 — аптека; 21 — каюты; 22 — склады амуниции; 23 — арсенал; 24 — кладовые сухой провизии; 25 — крюйт-камера; 26 — броткамера (сухарная). ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 1374, 1375

 

 

 

Склянки
четырехчасовые песочные..............2
часовые » ..............2
получасовые » ..............2
минутные » ..............3
полуминутные » ..............5
четвертьминутные песочные..............5
Секстан английский .................. 2
Колокол медный с валком................1

 

 

 

Для желающих приобщиться к тайнам одной из самых морских наук — навигации — препятствий не чинилось. Наоборот, и техника и условия практики к этому располагали. Важно, чтобы было рвение у ученика, да усердие. Практикантам «Надежды» в принципе было ясно, что путь на капитанский мостик лежит через синусы и тангенсы, через штурманскую рубку.

Артиллерийское хозяйство 24-пушечного, как указывалось в документах, фрегата состояло из... 20 пушек и карронад 8-фунтового калибра. Четыре бортовых порта заглушили вследствие оборудования на «Надежде» адмиральской каюты. Любопытно устройство крюйт-камеры, предназначенной, как известно, для хранения судовых взрывчатых материалов. Помещение ее было строго изолировано от соседних кают. Стенки образовывались стойками квадратного сечения по 13 см толщиной. Снаружи и изнутри они были обшиты досками толщиной 3 см «в паз». При строительстве наружную поверхность ограждения промачивали крепким раствором квасцов и покрывали листами жести, а стыки пропаивали. Внутренняя поверхность была зашита свинцовыми листами толщиной 1,6 мм. Здесь стыки заделывали с помощью паяльника. Нижняя часть камеры не доходила до флоров и также была защищена жестью и свинцовыми листами. Поверх свинца все помещение дополнительно было закрыто плотным войлоком. В крюйт-камеру вели тамбур и две двери, одна из которых завешивалась грубошерстным сукном — шторой, препятствующей свободному проникновению воздушных потоков. Освещалась камера фонарем со свечкой, расположенным за пределами помещения и отделенным от него двойным слоем толстого стекла. На случай пожара камера была снабжена трубой, соединяющей ее с забортным пространством. Клапан клинкета располагался в смежной каюте, полное затопление камеры достигалось за 20 минут. На зашивку крюйт-камеры, как показывает материальная ведомость, пошло 40 пудов (640 кг) свинца и 48 «штук» войлока.

Помещения практикантов на «Надежде» располагались отдельно от кубрика нижних чинов, в средней части судна, на опер-деке. Спали ученики на подвесных койках. Такая койка вместе с подушкой не могла весить более девяти фунтов (3,7 кг). В увязанном виде она должна была иметь длину 1,5 аршина или 1,25 аршина для малых судов, т. е. 1,07 или 0,90 м. Увязывали койку пятью шлагами черными плетеными сезнями или шнуром. В дневные часы койки полагалось выстраивать по фальшборту с наклоном в сторону кормы 60° на «Надежде» и других крупных судах, 30° — на более мелких. Матрац койки обычно был заполнен крошеной пробкой или капковой ватой. Подушка набивалась капкой. Во время баталии такая койка защищала хозяина от пуль и осколков снарядов. Если команда покидала корабль, то койка могла стать на какое-то время и поплавком, удерживающим ее владельца на поверхности в ожидании счастливой оказии.
 

 

 

 

 

 

 

 


Парусное вооружение и боковой вид фрегата «Надежда». ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 1376

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..