ВИНТОВОЙ КЛИПЕР «СТРЕЛОК»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

 

ВИНТОВОЙ КЛИПЕР «СТРЕЛОК»
 

 

 

Синопский бой был последним в истории сражением парусных флотов.

Н. В. Новиков. Боевая летопись русского флота.

 

 

На карте восточной оконечности нашей страны, там, где в направлении с юго-запада на северо-восток вытянулось Берингово море, можно разыскать бухту Стрелок. Это название — след, оставленный русской экспедицией 1881 г. под командованием капитан-лейтенанта А. К. Де-Ливрона, которая занималась обследованием и охраной этого края, богатого пушным зверем. В составе экспедиции работал и клипер «Стрелок».

Судно «Стрелок» было построено на Балтийском судостроительном и механическом заводе в Петербурге в

1879 г. На стапелях этого завода был собран корпус, в его цехах изготовлены паровая машина и котлы (в 1893 г., также на Балтийском заводе, были заменены котлы). Судно строилось и в первые годы службы числилось как винтовой клипер, но в начале 90-х гг. «Стрелок» после сокращения числа артиллерийского вооружения и переделки парусного вооружения был переведен в разряд крейсеров 2-го ранга. Этот ранг сохранялся за судном до 1899 г., когда оно перешло под эгиду Морского инженерного училища и стало именоваться учебным.

Первое заграничное плавание крейсер «Стрелок» совершил через год после спуска на воду, точнее, 24 июня

1880 г. Командовал судном капитан-лейтенант А. К. Де-Ливрон 3-й, экипаж его насчитывал 18 офицеров и 167 человек нижних чинов. Клипер прошел Индийский океан, посетил многие порты Ост-Индии и Индокитая. В китайских и японских водах судно находилось более семи месяцев. Позже им было получено задание на инспекцию и охрану русских промыслов Тихоокеанского побережья России, и «Стрелок» переместился в Берингово море, одна из бухт которого со временем и была обозначена его именем. Приходилось клиперу бывать еще северней. Судьба судна переплелась с судьбой американской яхты «Жан-нетта», на которой Д. У. Де-Лонг в 1879 г. отправился в экспедицию с целью достигнуть Северный полюс и встретить экспедицию Н. Норденшельда. Летом 1881 г.
 

 

 

 

Винтовой клипер «Стрелок» на ходу под парусами

 

 

 

 

 

Первое здание Морского инженерного училища (ныне жилой дом. Ленинград, наб. канала Грибоедова, 119)

 

 

 

«Жаннетта» навсегда была остановлена льдами к северо-востоку от о. Геральд, а участники экспедиции с трудом добрались до устья Лены, но погибли. Тогда-то команде клипера «Стрелок» было сообщено о том, что «Жаннетта» пропала без вести, и она предприняла попытку отыскать судно, совершив плавание в Ледовитом океане до мыса Сердце-Камень. В апреле 1882 г. судно получило распоряжение вернуться в Петербург, обойдя мыс Доброй Надежды. Уже 27 апреля «Стрелок» был в Гонконге, где было организовано докование.

Возвращение на родину состоялось 2 октября 1882 г. Всего было пройдено 50 580 миль за 831 день, под парусами — 41 280, а под парами — 9300 миль.

Зимой 1883 г. клипер был переведен в Гвардейский экипаж, а летом под командованием капитан-лейтенанта Скрыдлова «Стрелок» ушел в Средиземное море для стационерства, где приступил к патрульной службе. В этот год клипер первый раз принял на свой борт гардемаринов-практикантов. В феврале 1884 г. «Стрелок» перешел в Красное море, через месяц вернулся в Палермо и в самом конце года направился в Вест-Индию. По пути был сделан заход в Пирей для ремонта гребного винта. Из порта Пирей клипер ушел в Марсель, 28 января оттуда он направился на о. Мадейра, 11 февраля прибыл на Фуншальский рейд, в марте — в Гавану, где в доке была осмотрена подводная часть его корпуса. Из Гаваны «Стрелок» отправился в Норфолк и далее в Нью-Йорк, где получил приказ о возвращении в Россию, куда он и прибыл в конце 1885 г.

В августе 1886 г. судно вновь отправилось в заграничное плавание: 9 октября клипер прошел Гибралтар и вошел в Средиземное море, где находился до 1888 г., сделав множество заходов. В мае «Стрелок» вернулся в Россию. Впоследствии вплоть до 1895 г. «Стрелок», теперь уже крейсер 2-го ранга, в заграничном плавании не бывал, однако эти семь лет судно отнюдь не бездействовало. Материалы кадетского корпуса информируют о том, что в тот период на судне, входившем в состав практической эскадры Балтийского флота, проходили практику кадеты и гардемарины. В 1895 г. судно получило было назначение плавать в северных широтах, но планы морского начальства изменились, и в Ледовитый океан направился «Джигит» (систер-шип — однотипное судно со «Стрелком»). Сам же «Стрелок», в тот момент пребывавший в Либаве, был возвращен в Кронштадт и приписан к 14-му экипажу. Четыре последующих года судно в плаваниях не участвовало. В 1899 г. заслуженный, проверенный морями и океанами крейсер «Стрелок» был официально переведен в отряд учебных кораблей для обеспечения практик Морского инженерного училища.

Наверное, подобное судно в статусе учебного могло бы появиться и раньше. Россия готовила корабельных инженеров с 1797 г. Тогда в Петербурге было открыто Училище корабельной архитектуры, от которого ведет свое начало Морское инженерное училище (ныне Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского). Но будущие инженеры и механики, осваивая морскую подготовку в одном строю с палубными офицерами и штурманами, практику по специальности долгое время проходили на заводах. Сохранилась переписка руководства Морского инженерного училища, из которой явствует, что приобретение учебного судна «Стрелок» воспринято было с удовлетворением. Ведь в этом шаге нашла отражение борьба Эола с Прометеем, в которой титан одержал победу и без которого дальнейшее развитие русского флота было невозможно.

В 50-х гг. XIX в. каждое лето кадеты — питомцы Морского корпуса — продолжали плавать на четырех фрегатах, составлявших учебную эскадру, действовавшую под флагом директора корпуса. Фрегатами командовали ротные командиры, а обязанности вахтенных начальников исполняли корпусные офицеры. Фрегаты каждое утро снимались с якоря и крейсировали между Петергофом и Кронштадтом. С 1852 г. гардемаринов, отличившихся в учебе, начали направлять во время практики на суда, идущие в дальние плавания. Так, гардемарины ходили на фрегате «Паллада» в Тихий океан (речь идет о плавании, описанном И. А. Гончаровым в его путевых очерках), осенью 1853 г. 13 гардемаринов отправились в дальние плавания на фрегатах «Аврора», «Диана» и корвете «Наварин».

Война России с Англией, Францией и Турцией, начавшаяся в 1853 г., нарушила такой, освященный долгими годами порядок. В 1854 и 1855 гг. гардемарины, расписанные по кораблям, провели практику в лагере в Царском Селе — в отряде военно-учебных заведений, так как фрегаты, принадлежавшие Морскому кадетскому корпусу, начиная с 1853 г. не вооружались. В период с 1856 по 1861 г. лето кадеты проводили в бараках за Ораниенбаумом, где морская практика для них подменялась учениями на модели фрегата и хождением на

шлюпках. Ненормальность такого положения понимали все, поэтому после некоторого промедления решено было вернуться к идее отдельного плавания на учебных судах, специально выделяемых для этой цели.

 

 

 

 

 

Здание Морского кадетского корпуса после перестройки в 1852 г., сохранившееся до наших дней на Васильевском острове в Ленинграде. Литография Прохорова

 

 

 



Для возобновления традиции поначалу были избраны два судна: корвет «Баян» и фрегат «Кастор». Фрегат использовался для практических занятий двух отделений младшего курса и часто стоял на якоре в Тронзунде (Высоцк). На нем молодые люди познавали азы жизни и службы на море. Окончившие второй курс знакомились с техникой вооружения «Кастора», учились поднимать и спускать части рангоута. Они ходили на шлюпках под парусами, принимали участие в артиллерийских учениях. Старшекурсники проходили практику на корвете «Баян», на деле знакомились с морской службой. Здесь их включали во все расписания наравне с матросами. Обычно на «Касторе» бывало 250 воспитанников, «Баян» принимал 80 учеников.

Первое плавание заново созданного отряда учебных судов состоялось в 1861 г. Позже в состав отряда учебных судов были введены дополнительно четыре винтовые лодки и две яхты, предназначенные в основном для упражнений по гидрографии и навигации.

В 1864 г. в отряде вместо пришедшего в негодность фрегата «Кастор» появился «Громобой». С ним связаны ранее непрактиковавшиеся мероприятия, так называемые пробные плавания. Они были задуманы с тем, чтобы дать претендентам на звание воспитанника корпуса возможность заранее испытать себя в море. Тех, кто изъявлял желание предпринять пробное плавание (допускались молодые люди не моложе 14 лет), расписывали на суда учебного отряда, прежде всего на «Громобой». Плавание длилось два с половиной месяца, в течение которых кандидатов в кадеты ставили на полное содержание «от казны», выдавали форменную одежду, белье и обувь. Любители бесплатных путешествий, уклонявшиеся затем от поступления на учебу, могли совершить не более двух таких походов.

В 1868 г. местом плавания отряда были избраны финские шхеры. В ходе его, как всегда, проводились парусные и артиллерийские учения, съемки и промеры, катания и гонки на гребных судах. Судами отряда была обследована местность у п-ова Гангут (Ханко), где в 1714 г. была одержана первая морская победа русского флота в Северной войне (1700—1721), и воспроизведен маневр обхода мыса, проделанный тогда русской галерной эскадрой. На месте погребения героев сражения был заложен памятник, в торжественном открытии которого уже в 1870 г. приняли участие все суда отряда Морского корпуса. (С 1867 г. корпус назывался Морским училищем; в 1891 г. прежнее название было восстановлено). В зимний период существовали своеобразные формы практики: занятия воспитанников на модели брига «Наварин» в столовом зале училища и самодеятельное строительство шлюпок.

Позднее в отряд училища назначили «особую баржу», с которой воспитанники выполняли промеры и астрономические наблюдения, производили съемки берегов; в период 1875—1877 гг. были построены полупалубная финка, палубный ботик и пятивесельная гичка; специально для воспитанников приготовительных классов (они появились в 1875 г.) в состав отряда был введен парохо-дофрегат «Рюрик». На нем отсутствовала «машина», но это никак не мешало юным питомцам отряда в условиях того же Тронзундского рейда упражняться в управлении шлюпками, знакомиться с системой стоячего и бегучего такелажа, учиться обращаться с компасом.

В 70—80-х гг. состав отряда учебных судов корпуса полностью изменился. В нем уже числились парусные корветы «Аскольд», «Варяг», винтовые корветы «Боярин», «Гиляк». Три первых судна имели фрегатское вооружение: все три мачты несли прямые паруса. На бизань-мачте «Гиляка» были только косые

паруса. В состав отряда входили также более мелкие суда: яхта «Забава» и тендеры «Кадет», «Горлица», «Малютка».

В то время обучение в корпусе было рассчитано на два приготовительных, один общий и три специальных класса. А. Н. Крылов, учившийся именно в те годы, писал, что старшие гардемарины плавали на «Аскольде», воспитанники среднего специального класса — на «Варяге», к которому стали приписывать «баржу» для проведения астрономических наблюдений, и «Гиляке», где воспитанники расписывались по снастям вперемежку с матросами. Практикантам отводилась бизань-мачта. Плавания проходили в Финском заливе, иногда — в Балтийском море. Совершались походы и до Копенгагена.

В 1890 г. было утверждено новое положение об учебном отряде. В нем были сформулированы назначение отряда, взаимоотношения командующего отрядом и начальника училища, права и обязанности судовых офицеров и воспитателей, правила распределения воспитанников по судам, программы обучения, способы проведения на судах проверочных испытаний и экзаменов. В приложениях к положению были подробно изложены обзанности старшего училищного офицера, вахтенные обязанности воспитанников, распределение времени занятий на судах и дисциплинарные взыскания, которым могли подвергать учащихся.

Таким образом протекала практика будущих капитанов и флотоводцев. С приходом в отряд судна «Стрелок» в практике стали принимать участие и питомцы Морского инженерного училища, будущие корабелы и механики.
Итак, на пороге XX в. в отряд учебных кораблей вошло (наконец-то!) судно с механической установкой. (Нельзя не заметить, что сделано это было спустя 85 лет после того, как пароход «Елизавета» сделал первый рейс на линии Петербург — Кронштадт.) В этом решении нашел отражение переход русского флота от парусов к пару, который даже для медлительного XIX в. оказался слишком медленным, что не могло не сказаться на итогах Крымской войны (1853—1856).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..