КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛИПЕРА «МАРИЯ НИКОЛАЕВНА»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

КЛИПЕР «МАРИЯ НИКОЛАЕВНА»

 

 

 

КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛИПЕРА «МАРИЯ НИКОЛАЕВНА»

 

 

 

Основные характеристики клипера «Мария Николаевна»

 

Длина, м

регистровая по верхней палубе...........79,96

между перпендикулярами............78,37

Ширина на мидель-шпангоуте, м..................... 12,10

Глубина интрюма (трюма), м..........................7,17

Высота, м

борта......................................7,85

киля......................................0,24

Осадка средняя в полном грузу (без киля), м..............6,05

Надводный борт, м................................1,50

Протяженность, м

бака................................... 12,20

юта....................22,60

Водоизмещение полное, т.............. 2870

Вместимость, per. т

полная...................1859

чистая...................1777

подпалубная.................1574

Число Брюса....................................3,80

Экипаж, чел.:..................150

постоянный состав (около).................37

преподаватели ................................3

Число курсантов.................110

 

 

 

 

 

 

 

Конструктивный мидель-шпангоут клипера. ЦГАВМФ, ф. 876, on. 172, д. 604

 

 

 

 

 


Клипер построен из железа под наблюдением Английского Ллойда на высший класс 100 А1. Его корпус набран по поперечной системе. Судно двухпалубное с баком и ютом, с двумя водонепроницаемыми переборками, в носу и корме. У него были сказочной красоты обводы, устремленный вперед и вверх форштевень, лекальными продолжениями которого являлись однодеревый бушприт с утлегарем и бом-утлегарем. Одним словом, формы корпуса клипера были само совершенство. В книге «Соленый ветер» Д. А. Лухманов пишет о нем: «Стоя

на днище дока, я не мог налюбоваться красотой и плавностью форм нашего клипера. На протяжении всех восьмидесяти шести метров его длины не было места, где метровая линейка могла бы совершенно плотно прилечь к днищу. Несколько впалые линии обводов носовой части плавно и незаметно переходили, скорей, можно сказать, переливались в выпуклые; затем незаметно выпрямлялись к середине длины корабля, снова закруглялись и снова переходили в вогнутые у кормы».

Корпус был изготовлен из так называемого двухсварочного железа, которое в судостроении применялось реже односварочного.

Клипер новой конструкции имел более прочный корпус, чем у композитных судов. Вместимость железных судов как бы сама собой поднялась по сравнению с вместимостью последних с 1000—1300 до 1700—2000 per. т. Этот рост вместимости (и водоизмещения) клиперов при переходе от композитных к металлическим конструкциям имел, как известно, последствие: выше стали делать мачты, а реи длиннее. Причем конструкторы делали это почти на глазок, расчеты прочности конструкций и напряжений в ответственных элементах судов были, по понятным причинам, весьма скромные. Проектирование судов велось методом, который условно можно назвать «геометрическим». В результате за 12 месяцев кампании 1873—1874 гг., к примеру, на 11 английских парусниках мачты оказались снесенными штормом, причем в первом же рейсе. Р. Стиил

радовался, что среди неудачников не оказалось судов его постройки. Но это была, пожалуй, случайная удача. Принципы, которыми он руководствовался, выбирая размеры мачт и реев для своих судов, были теми же, что и у его кол-лег-кораблестроителей.

Данные о рангоуте клипера «Мария Николаевна» приведены в приложении 3. Следует добавить, что в сборе от верхней кромки киля до клотика полная высота фок-мачты составляла 55,3 м (уклон 3,5°), грот-мачты — 56,3 м (4,5°), бизань-мачты—48,7 м (6°). Весь рангоут, за исключением выполненных из прочного красного дерева трюм-, бом- и брам-стеньги, флагштоков, верхних и нижних брам-, бом-брам- и трюм-реев, был железным клепаным. По старой традиции рангоут клиперов окрашивали в черный цвет. Ноки и топы были белыми. Площадь парусов клипера приведена ниже.
 

 

 

 

 

 

Продольный разрез, вид сверху, главная и нижняя палубы клипера «Мария Николаевна» после капитального ремонта 1913 г. ЦГАВМФ, ф. 876, on. 172, д. 602, 603, 607

 

 

 

 

 

Площадь парусов, м2, клипера «Мария Николаевна»
Бом-кливер....................65

Кливер.....................77

Средний кливер ....................................86

Фор-стень-стаксель.................90

Фока-стаксель...................55

Фок......................243

Нижний фор-марсель................120

Верхний фор-марсель................144

Нижний фор-брамсель................87

Верхний фор-брамсель................68

Фор-бом-брамсель.................62

Фор-трюмсель...................40

Грот-стень-стаксель.................95

Грот-брам-стаксель.................75

Грот-бом-брам-стаксель...............58

Грот......................272

Нижний грот-марсель................120

Верхний грот-марсель................144

Нижний грот-брамсель................87

Верхний грот-брамсель..............................68

Грот-бом-брамсель.................62

Грот-трюмсель...................40

Апсель.....................66

Крюйс-стень-стаксель................75

Крюйс-брам-стаксель................62

Крюйс-бом-брам-стаксель...............48

Нижний крюйсель..................95

Верхний крюйсель.................90

Крюйс-брамсель..................85

Крюйс-бом-брамсель................55

Крюйс-трюмсель..................34

Бизань (трисельная) ..................................138

Всего................. 2906
 

 

Парусное хозяйство судна время от времени видоизменялось. Классический клипер «Хесперус» расстался с бом-брамселями («королевскими» парусами) еще в 1892 г., когда впервые испытал свои силы на учебном поприще. Примерно тогда же при буксировке по р. Тайн был сломан длинный бом-утлегарь, который после восстановления стал заметно короче. В 1908 г. рангоут клипера, которому шел 36-й год, претерпел самые значительные изменения. При осмотре деревянных реев брамселей обнаружили непозволительно изношенные места. В связи с этим было решено снять их, отказаться от использования. Потому разрезные верхние и нижние брамсели фок- и грот-мачты были сшиты в одинарные брамсели большего размера. На бизань-мачте сняли все реи, убрали прямые
паруса, превратив кормовую мачту в «сухую» бизань. Б результате клипер превратился в барк. Капитан Д. А. Лухманов, инициатор переделки, не сомневался в том, что новый вариант вооружения как нельзя лучше будет соответствовать статусу учебного судна. Его ходовые качества при этом если и ухудшались, то незначительно. При легком, не более 3 баллов, ветре судно с парусностью, составлявшей максимум две трети той, что оно имело в «молодости», показывало скорость 6 уз.

Заметим, что клипер носил «небесные» паруса, не дошедшие до наших дней,— трюмсели. Они возвышались над бом-брамселями. Поэтому клипер некогда имел и трюм-стеньги и трюм-реи. «Летучие» паруса, вообще говоря, ставили только при слабом ветре. Они не имели брасов, а управлялись шкотами, наглухо закрепленными за ноки расположенного чуть ниже бом-брам-рея, у которого были свои брасы, поэтому его можно было поворачивать по своему желанию.

Трюмсель же лишь как-то повторял развороты паруса, работавшего под ним.

В 1913 г. был воссоздан прежний облик парусника. В ходе ремонтных работ частично заменили листы наружной обшивки и полностью переклепали старые изношенные заклепки; восстановили рангоут и сменили весь стоячий и бегучий такелаж; сшили новые паруса (основной и запасной комплекты) для полного построечного варианта вооружения судна; поставили паровой котел, предназначенный для обеспечения работы брашпиля и лебедок, а также ряда систем и устройств; оборудовали осушительную систему с двумя паровыми насосами с подачей 22 и 28 т/ч; смонтировали новую балластную систему во вновь выгороженных междудонных отсеках. На судне установили пародинамо, провели электрическое освещение и электропитание к сигнальным огням, а также паровое отопление. Кроме того, тогда же соорудили второе дно и смонтировали балластные цистерны общей емкостью 280 м жидкого балласта. На судне появилась радиостанция. Два становых якоря и две якорь-цепи к ним поменяли на новые.

Родившееся, по существу, заново судно было принято под надзор Английского Ллойда, что было зафиксировано в надлежащем сертификате.
 

 

 

 

 

 

 

Рангоут и боковой вид клипера после капитального ремонта в 1913 г. ЦГАВМФ, ф. 876, on. 172, д. 606

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..