КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ БАРКА «КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

 

БАРК «КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА»

 

 

 

КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ БАРКА «КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА»

 

 

 

 

Основные характеристики барка «Ксения Александровна»


Длина между перпендикулярами, м...........52,9

Ширина у миделя, м................9,14

Высота борта, м..................6,3

Осадка средняя, м

при стандартном водоизмещении..........2,90

» полном » ..........3,28

Водоизмещение, м

стандартное.................697

полное...................792

Экипаж, чел.....................................50

Число практикантов................100

 

 

 

 

 

Парусное вооружение и боковой вид барка периода 1904— 1908 гг. Реконструкция авторов по фотографиям и описаниям

 

 

 

 

Судно имело двойное дно и пять водонепроницаемых переборок. Машиннокотельное отделение располагалось в средней части корпуса, рядом с ним за непроницаемой переборкой находился грузовой трюм, рассчитанный приблизительно на 80 т груза. Над трюмами около ученического помещения располагались ученический и командный камбузы, прачечная, фонарная, малярная, дровяник, ледник и ледоделательная машина. Там же размещался карцер. Камбуз имел плиту для приготовления пищи на 150 человек с духовыми печами для печения хлеба. В прачечной стояли «стирочная» машина, выжимной пресс и механический каток. В носу под главной палубой располагалось помещение объемом около 300 м3 для 100 практикантов. Рундуки, вытянутые вдоль бортов, имели подъемные спинки вагонного типа. Под бимсами предусматривались крючки для подвесных коек. В ученическом помещении имелось небольшое, отделенное переборками, помещение буфета. Там же находились шкафы для книг и учебных пособий, лагуны для питьевой воды.

Под ученическим помещением располагалась парусная каюта, в которой имелись стеллажи для укладки комплекта парусов, рабочего и штормового. Здесь же стояли ящики для хранения личных вещей учеников. Неподалеку находились помещения для сухой и мокрой провизии. Под полубаком были устроены каюта для 16 человек нижних чинов и две отдельные каюты для боцмана и машиниста. Там же — умывальная для учеников в светлом закрытом помещении с мозаичной палубой. В ней имелись 12 кранов и душ морской воды с особой помпой.

В кормовой части за машинным отделением под второй палубой находились запасной грузовой трюм и офицерский погреб, под полуютом — офицерские помещения: кают-компания и девять кают, в том числе две большие для командира и начальствующих лиц. Рядом с кают-компанией — буфет, по коридору — ванна, помещение для служителей и офицерская кухня. Каюты были отделаны щитами, окрашенными белой краской и обложенными ясеневой полированной «калевкой».

Под полуютом, с левой стороны (над машинным отделением), была устроена ремонтная слесарная мастерская с токарным и сверлильным станками. Там же — динамо-машина (напряжение 110 В). Все жилые помещения освещались электричеством и имели электрическую вентиляцию. На судне действовало паровое отопление. На верхней палубе между фок- и грот-мачтами был устроен навигационный мостик, на нем — светлая рулевая рубка, в которой помещался «паровой штурвал». В рубке под мостиком имелись впереди — штурманская каюта со стояком для карт, «шифоньером» для книг и инструментов, позади — лазарет на две койки, изолятор, приемная фельдшера и ванна. На полубаке располагался паровой брашпиль, на полуюте — паровой шпиль и ручной штурвал.
 

 

Перечень парусов барка и их площади, а также парусов после его переоборудования в баркентину приведен ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно, судно «Ксения Александровна» после переоборудования приобрело такие паруса, как грота-стаксель, грот-гаф-топсель и апсель, и лишилось фор-бом-брамселя и фор-триселя, а также — по понятным причинам — прямых парусов грота. Размерения рангоута парусника (для барка — построечного варианта) приведены в приложении 3. Нижние мачты и бушприт судна были стальными, остальной рангоут деревянный.

Паровая машина парусника «Ксения Александровна» была вертикального типа, системы «Компаунд» с поверхностным охлаждением. Машина развивала мощность 100 индикаторных сил при давлении пара в котле 120 фунтов на квадратный дюйм (9 кг/см2). Машина должна была обеспечивать судну скорость 7 уз. Расход топлива составлял приблизительно 820 г на одну индикаторную силу в час. Гребной винт — системы Бевиса. Водоотливные средства состояли из двух ручных помп системы Стона, паровой донки, балластного насоса, двух эжекторов и ручного брандспойта Даутона. Помпы и донки могли использоваться для тушения пожара. Шлюпок на судне всего было семь: четыре шестерки, четырехвесельный вельбот, двенадцативесельный катер и еще один катер с механическим двигателем.

Строк, посвященных описанию конструкции судна, технической стороне дела, здесь было не так много. Но приведи мы еще одну цифру, еще одну техническую характеристику, это не изменило бы существа рассказа о баркентине. Серые тона, яркие краски — чего больше должно быть в описании учебного судна «Ксения Александровна»? Какое можно сделать заключение о судьбе этой школы под парусами? Однозначного ответа нет.

Еще раз перелистаем документы, страницы газет, свидетельствующие об уже ушедших годах. О судне «Ксения Александровна» говорили, что она недостаточно остойчива. Кто говорил? Судовая администрация. Но еще в 1905 г. бакинская газета «Каспий» писала: «Судовая администрация могла бы дать практикантам немногое, потому что она сама-то имела о парусном деле весьма туманное представление». Команда, второпях набранная с трех судов: линкора, броненосца, миноносца. А был ли кто-нибудь из них достаточно хорошо знаком с парусным искусством?

Любой опытный моряк-парусник скажет, что нет в мире парусного судна, способного плавать без балласта, когда трюмы свободны от груза. Такие классические суда чайного флота, как «Ариэль», «Фермопилы», «Катти Сарк», достойно боролись с волнами в открытом море, в океане, но, оказавшись в тихой гавани и освободив трюмы, валились набок. Только спуск стеньг и верхних реев спасал их от опрокидывания.

Называли еще один недостаток парусника «Ксения Александровна» — малую мощность вспомогательного двигателя. Судно при водоизмещении 792 т имело машину мощностью в 100 л. с., что позволяло развивать скорость 7 уз в безветренную погоду. Но вот четырехмачтовый барк «Седов» при водоизмещении 7320 т имеет двигатель мощностью всего 500 л. с., что позволяет развить скорость без парусов 5 уз. Чтобы уравнять «в правах» парусники «Ксения Александровна» и «Седов», баркентину достаточно было бы оборудовать двигателем мощностью всего 50 л. с. Таковы факты.

Судьбу же судна определили время и люди. Это по их воле оно было обойдено удачей, провело долгие годы в отдалении от русских берегов, так и не оставив заметного следа в истории учебного парусного флота страны. Так что же, удел парусника, чьи паруса так и не смогли послужить родине,— быть забытым, незаметно уйти из нашей памяти? Это тоже решат время и люди...

-
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..