Она была невозможна без применения
множества соединительных угольников, стыковых планок,
стальных прокладок. Уйму металла и средств
тратили на изготовление этих вспомогательных деталей. При
электросварке они все не нужны. А сколько металла и труда
затрачивалось на клепку! Например, при постройке арктического
ледокола в его корпус забили до миллиона заклепок. И для этого
потребовалось просверлить два миллиона отверстий в деталях
корпуса. При электросварке не надо ни отверстий, ни заклепок. А
сколько времени и средств отнимало уплотнение заклепочных швов,
или, как его называют, чеканка. Сварной шов не требует этой
работы, он гораздо прочнее и плотнее заклепочного шва. Клепку
выполняла целая бригада из трех и даже четырех рабочих. А при
электросварке работает один рабочий.
Представляете теперь, сколько сберегает электросварка металла,
рабочей силы и денег?
Еще быстрее и прочнее сваривают части корпуса парохода
сварочными автоматами. Чаще всего встречается сварочный автомат
«Трактор». Только не подумайте, что это настоящий трактор. Таким
тракторов землю не вспашешь, — он слишком маломощный. Не одолеет
он и большого уклона. Да и по размерам и устройству он мало
похож на настоящий трактор. Зато стальные детали он сваривает
замечательно. Вот сварщик установил вдоль стыка двух листов
палубы небольшую самоходную тележку. На тележке смонтированы
части автомата. Тут и маленький электродвигатель, и пост
управления, и сосуд с флюсом — пескообразным веществом, и
сварочная головка, сквозь мундштук которой пропущен конец
электродной проволоки, намотанной на катушку. Самая хитроумная
часть автомата — сварочная головка. Она, как говорят, мастер на
все руки: возбуждает электрическую дугу, непрерывно подтягивает
к месту сварки электродную проволоку, сматывает ее с катушки. И
самое главное — она не дает дуге менять свою длину, а это очень
важно для качества сварки. Вот сварщик нажал кнопку на посту
управления. Тележка плавно покатилась вдоль стыка. Кончик
проволоки коснулся стыка деталей, возбудилась электрическая
дуга. Ее сразу же покрыл слой флюса, который непрерывно сыплется
из сосуда. Дуга становится невидимой под пузырем из
расплавленного флюса. Она горит внутри этого пузыря — среди
паров расплавленного металла и флюса. Флюс — замечательное
вещество. Он отлично защищает сварной шов от вредного влияния
азота и кислорода воздуха. При сварке под флюсом почти все тепло
дуги идет на сплавление кромок деталей. При ручной сварке много
тепла рассеивается
в воздухе и металле. А какая большая
разница в скорости ручной и автоматической сварки! Говорить об
этой разнице — все равно что сравнивать скорость пешехода и
автомобиля. Но автомат «Трактор» — весом около 70 килограммов —
аппарат громоздкий. Им нельзя, как при ручной сварке, варить в
любом положении и в самых тесных местах. Не может он варить
короткие и криволинейные швы. И вот ученые изобрели в 1948 году
новый аппарат — шланговый полуавтомат. У него тоже есть тележка.
Но только она не самоходная. На ней механизм для подачи
электродной проволоки к месту сварки.
Электродная проволока сматывается с катушки и проталкивается
подающим механизмом сквозь гибкий шланг к наконечнику,
находящемуся у сварщика в руках. Все остальное совершается, как
у автомата «Трактор». Разница в том, что сварщик передвигает
наконечник с концом проволоки и сосудом для флюса вручную, а у
автомата все механизировано. Поэтому шланговый аппарат называют
не автоматом, а полуавтоматом.
Шланговыми полуавтоматами можно варить в таких местах, которые
недоступны автомату «Трактор», и быстрее, чем ручной сваркой. Но
швы, идущие вверх или над головой,— как
говорят, вертикальные и потолочные, —
варить ни полуавтоматом, ни автоматом нельзя. Тут уже и в особо
тесных местах поле деятельности до сих пор остается за ручной
электросваркой.
Но все же ученые считают, что и это ненадолго.
Электросварка совершила полный переворот в судостроении. Она
сильно изменила и упростила конструкцию корпуса парохода. Она
намного сократила число операций по изготовлению деталей.
Наконец, электросварка помогла разработать новые способы
скоростной постройки судов.
|