ПОСЛАНЕЦ В ИТАЛИЮ - ПАРОХОД ТИМИРЯЗЕВ
Осенью 1951 года в долине итальянской реки По разразилась
катастрофа: река вышла из берегов и устремилась по долине,
затопляя города и села, поля и сады, шоссейные дороги и
железнодорожные пути. Плодороднейшая долина Италии стала
глубоким болотом. Без жилья и пищи остались многие тысячи семей.
Им нужна была безотлагательная помощь. И советский народ оказал
эту помощь. Пароход «Тимирязев» повез из Одессы в Италию много
продовольствия, семенную пшеницу, тракторы, сельскохозяйственные
машины. Вот как встретили моряков «Тимирязева» трудящиеся
Италии:
«23 декабря 1951 года «Тимирязев» вошел в порт Геную. Как только
ошвартовались, у борта парохода собралась огромная толпа людей:
тут были докеры порта, рабочие и служащие городских предприятий,
чиновники учреждений и делегации жителей затопленных районов. На
стенах портовых зданий и в руках встречающих — всюду яркие
плакаты, на которых было начертано дорогое слово «мир». У женщин
и детей горели огнем букеты красных роз и гвоздики. Над
пристанью не умолкал гул аплодисментов и приветственных
возгласов.
Сразу же начался митинг. Один за другим поднимались на трибуну
простые итальянские люди, чтобы выразить те чувства, которые их
охватили от этой встречи.
Каждый из них говорил о своей любви к СССР,
о своей жгучей ненависти к поджигателям новой войны.
Надолго запомнились советским морякам такие слова итальянской
женщины: «Эта помощь нам дорога еще и потому, что она пришла из
страны социализма, из страны Ленина. Никогда, никогда
итальянский народ не будет воевать против советского народа!»
«Мы хотим, — сказал руководитель профсоюзов Италии — ди Витторио,
— чтобы в наши порты, как и сегодня, приходили не военные
корабли, а суда дружбы и мира!»
Сразу же после митинга началась выгрузка даров советского
народа. Докеры порта тут же заявили, что они за эту работу не
возьмут ни одной лиры. Надо было только видеть, с каким подъемом
они работали!»
А вот что рассказывают моряки с теплохода «Маршал Говоров»:
«Наше судно стояло в тунисском порту Сфакс. Как-то мы, группа
советских моряков, гуляли по улицам города. Нас вел добровольный
проводник — один из множества тех бедно
одетых арабов, что целыми днями охотятся за
грошовым заработком и подаянием. Обычно здесь и шагу нельзя
ступить, чтобы не увидеть протянутую руку. Нищенствовать жителей
африканских городов заставляет страшная бедность и постоянная
безработица. Бродили мы по городу долго. Наш гид терпеливо водил
нас по наиболее интересным местам и усердно все объяснял.
Наконец прогулка закончилась. Настало время возвращаться на
теплоход. Мы горячо поблагодарили нашего проводника и предложили
ему деньги, — он их честно заработал. Но араб отступил от нас на
шаг, приложил к сердцу одну руку, а другой отстранил протянутые
ему монеты.
— Нет, — сказал он, — у русских я ни за что не возьму денег. Я
простой, бедный человек, но хорошо знаю, что Советы — друзья
арабов. Нет, я не возьму денег. Я счастлив и тем, что стал
полезным своим друзьям. — Так и не принял он от нас ни гроша».
Нельзя без волнения слушать рассказы экипажа советского
теплохода «Архангельск». Непредвиденное обстоятельство заставило
теплоход «Архангельск» отклониться от своих обычных маршрутов и
совершить двенадцать рейсов у берегов Вьетнама.
На совещании в Женеве, летом 1954 года, было подписано
соглашение о перемирии во Вьетнаме. Соглашение положило конец
войне между вьетнамским народом и империалистами.
Многолетняя борьба принесла героическому народу свободу и
независимость. Но эти блага обрела только северная половина
Вьетнама. Южная половина, по женевскому соглашению, осталась под
гнетом империалистов.
В связи с этим десятки тысяч жителей южной части пожелали
переехать на север. Кроме того, необходимо было вывезти из
джунглей находившиеся там полки Народной Армии, «лесные» фабрики
и заводы, учреждения. Самым удобным путем для таких перевозок
было Южно-Китайское море, омывающее Вьетнам с востока.
Но молодая республика своего торгового флота не имела. Тогда на
помощь пришли советские суда. Вот каким образом «Архангельск»
очутился у берегов Вьетнама и временно превратился из грузового
в пассажирское судно.
Свои рейсы теплоход совершал в очень трудных условиях, при
частых штормах, когда ветер достигал 10 баллов. Посадка
и высадка пассажиров производилась на
открытых рейдах, в 2—3 милях от берега. Сообщение с берегом
поддерживалось на утлых рыбацких лодках. Лодки высоко
подбрасывало на волнах. Они бились о борт теплохода,
сталкивались друг с другом.
Многие из пассажиров «Архангельска» были ранеными или больными.
Немало было стариков, женщин и детей. Зачастую пассажиров
приходилось на руках поднимать из лодок на палубу, а затем
переносить в трюм парохода. Много труда положили советские
моряки, чтобы своими силами переоборудовать грузовые трюмы в
сносные жилые помещения.
Почти все часы, свободные от вахты, проводили моряки в трюмах,
помогая беспомощным пассажирам. Помимо этого, было много и
других забот. Надо было организовать питание сразу нескольких
тысяч человек, наладить медицинскую помощь больным и раненым.
Наконец надо было позаботиться и о культурном отдыхе вьетнамских
друзей.
Первым отличился судовой радист, и пассажиры получили
возможность слушать передачи на родном языке. Вечерами на
верхней палубе стали показывать советские кинофильмы. Каждый
фильм встречался с большой радостью. А когда в картине «Ленин в
1918 году» появился великий вождь трудящихся — Ленин, среди
вьетнамцев царило настоящее ликование. Первое время удовольствие
от фильмов не было полным, так как кинозрители русского языка не
понимали.
Но моряки и тут нашли выход. Они стали заранее записывать на
магнитофон перевод всего текста на вьетнамский язык и передавать
его во время демонстрации фильма через репродуктор. Получилось
что-то вроде дублирования кинокартины.
Советские моряки отличились и художественной самодеятельностью.
До этого она как-то не уживалась на теплоходе. Пробовали ее
создать несколько раз, да так и успокоились на том, что на
теплоходе талантов нет. А тут вдруг таланты объявились: один
баянист, два плясуна, да двенадцать человек неплохого хора.
Крепко волновались моряки перед первым концертом. Как-то примут
его вьетнамские друзья?
Опасения были напрасны. С большим успехом проходили концерты по
очереди в каждом трюме теплохода, пока он шел к
северовьетнамскому порту Ко-Хой. Здесь высадка пассажиров. И
снова происходили волнующие встречи. Когда моряки появлялись в
порту, их первым делом окружала густая толпа
ребятишек. Завязывался дружеский разговор.
Ребята выкладывали все свои новости и с затаенным дыханием
слушали рассказы о жизни советских школьников, о Москве, песню о
которой они только что пели вместе с нашими моряками. После
этого советские люди попадали в объятия взрослых вьетнамцев. И
снова моряков засыпали вопросами.
Покидая берега Вьетнама, моряки увозили множество подарков
вьетнамских друзей: шелковые косынки и платочки, кокосовые
чашки, бамбуковые трубки и портреты президента Хо-Ши-Мина.
Увозил теплоход и огромного слона — участника славных побед,
носившего на себе пушки. Это был тоже подарок — от героической
Народной Армии Вьетнама советскому народу.
«Архангельск» провожали громовыми криками «муон нам!» — что
означает «ура!» Знакомые звуки любимой песни «Широка страна моя
родная» лились из всех репродукторов порта. И советские моряки
чувствовали, что они покидают страну настоящих друзей.
|