Ïîäúåìíî-òðàíñïîðòíûå óñòðîéñòâà (ñòðîèòåëüñòâî ìåòðîïîëèòåíà)

  Ãëàâíàÿ      Ó÷åáíèêè - Ìåòðî     Ñòðîèòåëüñòâî ìåòðîïîëèòåíîâ (Âëàñîâ Ñ.Í.) - 1987 ãîä

 ïîèñê ïî ñàéòó

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ñîäåðæàíèå   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Подъемно-транспортные устройства (ñòðîèòåëüñòâî ìåòðîïîëèòåíà)

Подъемно-транспортное оборудование может быть подъемным, напольным и надземным. К подъемному оборудованию относят блоки и тали (тельферы), подвешенные к неподвижным опорам, домкраты и другие механизмы. Напольным оборудованием являются лебедки, передвижные краны, тележки и другие устройства. Надземное оборудование включает в себя кран-балки, монорельсы, мостовые и другие грузоподъемные краны.

Блок (рис. 72, а) —это вращающийся на оси диск (ролик), по ободу которого сделан желоб для каната, поднимающего груз. Для выигрыша в силе пользуются двумя блоками: подвижным и неподвижным. Грузоподъемное устройство из двух блоков, огибаемых канатом или цепью, называют полиспастом (рис. 72, б). Поднимаемый груз подвешивают к обойме подвижного блока. С помощью блоков или полиспаста можно поднимать или перемещать грузы по горизонтальной или наклонной плоскости.

Таль (рис. 72, в) это компактный подвесной подъемный механизм с ручным, электрическим или пневматическим приводом. Ее подвешивают над местом работы или монтируют на монорельсе на тележке (кошке). При этом груз может перемещаться как вверх-вниз, так и в горизонтальном направлении.

Для перемещения грузов на небольшую высоту и малые расстояния применяют реечные, винтовые и гидравлические домкраты (рис. 73).

Машинами для подъема или перемещения грузов канатом, навиваемым на барабан, являются лебедки с механическим или электрическим приводом. Они являются составной частью подъемных кранов, горных и других машин. При небольших объемах работ и малой скорости перемещения применяют ручные лебедки (рис. 74).

Подъем и спуск груза с помощью электрической лебедки производятся путем реверсирования (изменения направления вращения) ротора двигателя.

Кранами называют машины периодического действия, которые используют для подъема и перемещения грузов. Основой любого крана являются ферма и механизмы подъема и перемещения груза. Многие краны имеют механизмы передвижения и поворота, а также подъема своих собственных конструкций (самомонтирующиеся краны).

При строительстве метрополитенов краны используют для перемещении грузов при монтаже тоннельных конструкций открытого способа работ, строительных конструкций вестибюлей, депо, надшахтных, служебных и жилых зданий.

В метростроении применяют козловые, стреловые и башенные грузоподъемные краны.

Для строительства открытым способом станций (реже перегонных тоннелей) метрополитенов, а также для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на строительных площадках применяют козловые самомонтирующиеся краны ККТС-20 пролетом до 40 м и грузоподъемностью 20 т. Такой кран (рис. 75, а) имеет две опоры 2, установленные на четырех ходовых тележках 1, и пролетное строение (мост) 3, по которому перемещается грузовая тележка с лебедкой. Ходовые тележки передвигаются по подкрановым путям. Кабина управления краном подвешена на дополнительной каретке, связанной с грузовой тележкой.


Рис. 72. Грузоподъемные устройства:
а— блокб-полиспаст; в  таль; 1  щека; 2  проушина; 3  обойма (скоба); 4  крюк; 5  ролик


Рис. 73. Домкраты:
a реечныйб-винтовой; в  гидравлический; 1  рукоятка; 2  корпус; 3  выдвижная рейка; 4 —лапа; 5  гайка; 6  винт; 7  шток; 8-ручной масляный насос


Рис. 74. Ручная лебедка:
стяжные болты; 2  щека; 3  барабан; 4  храповое колесо; 5  рукоятка; 6  зубчатое колесо

Башенным краном (рис. 75, б) называют поворотный кран со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни. Находящаяся на верху башни кабина машиниста обеспечивает хороший обзор фронта работ. Груз поднимают с помощью грузовой лебедки. Грузозахватным органом крана является крюковая подвеска.


Рис. 75. Подъемные краны:
а козловый ККТС-20; б башенный; в  пневмоколесный; 1  ходовай тележка; 2  опоры; 3  мост; 4 кабина управления; 5  грузовая тележка; 6  опорная часть; 7  башня; 8  грузовая лебедка; 9  стрела; 10  крюковая подвеска; 11  поворотная часть; 12  выносные опоры (аутригеры); 13  рама на колесном ходу

 

Мобильные стреловые краны (рис. 75, в) широко применяют на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, особенно три строительстве объектов, удаленных один от другого на значительные расстояния. Такие краны, как правило, состоят из двух основных частей: ходовой нижней несущей рамы, к которой крепятся ходовые устройства, и поворотной, в которую входит платформа с крановыми механизмами, стрелой, мачтой (стойкой) и ее оснасткой. По типу ходового устройства краны делят на рельсовые и безрельсовые. Безрельсовые краны могут быть трак-торные, гусеничные или на пневмоколесном ходу.

Наиболее широко распространены самоходные стреловые краны на шасси грузовых автомобилей. Высокие транспортные скорости, хорошая проходимость и сменное рабочее оборудование делают их применение весьма эффективным.

Любое перемещение груза сопровождается минимум двумя операциями: строповкой и .непосредственно перемещением.

Строповкой называют крепление груза к крюку грузоподъемного средства для подъема, расстроповкой освобождение груза от крюка после его установки. Конструкции и их составные части стропуют перед перемещением и расстроповывают только после установки в проектное положение, выверки и надежного закрепления.

Для крепления груза к крюку применяют стропы из стального каната или захваты.

Стальные канаты состоят из отдельных тонких стальных проволок диаметром от 0,2 до 3 мм, свитых вокруг одного центрального стержня (сердечника). Пеньковый сердечник придает канату гибкость и удерживает смазку.

Из отдельных кусков канатов изготовляют стропы простейшие съемные грузозахватные приспособления с закрепленными по концам коушами (петлями) или крюками, которые упрощают крепление стропов на поднимаемом грузе.

Канатные стропы (рис. 76) бывают одно-, двух-, трех— и четырехветвевые, универсальные и полуавтоматические. Универсальные стропы служат для строповки грузов обвязкой, остальные для навешивания грузов, имеющих приспособления в виде крюков, скоб, проушин. Каждый строп должен иметь маркировку (клеймо, бирку) с указанием номера, грузоподъемности и даты последнего испытания. Применять строп без маркировки запрещено, если даже он не имеет видимых дефектов.

При подъеме грузов большой длины, сложной формы и объемных конструкций применяют плоские траверсы (рис. 77, а).

Для подъема и монтажа элементов цельносекционной обделки применяют специальное строповочное приспособление (рис. 77, б).

При работе любого подъемного механизма запрещается: оставлять грузы на весу даже на короткое время, находиться на перемещаемых или поднимаемых грузах или под ними, оставлять незакрепленными детали или конструкции в перерывах (обед, отдых) и после окончания работ.


Рис. 76. Канатные стропы:
а одноветвевойб двухветвевой; в  универсальный; г  полуавтоматический; 1  коуш; 2  втулочное соединение; 3  канат; 4  кольцо строповое; 5  крюк; 6  заплетка с последующей обмоткой проволокой; 7  кронштейн; 8  гибкая связь; Р~ защелка; 10  тяга

При строповке соблюдают следующие правила: грузоподъемность стропов должна быть не менее массы поднимаемого груза; на острые ребра поднимаемого груза под стропы помещают под-кладки; места подвески грузов должны быть расположены выше центра тяжести груза; стропы накладывают на поднимаемый груз без узлов или перекруток; усилия во всех ветвях стропов должны быть равными; способы строповки должны исключать возможность падения или скольжения груза и обеспечивать подачу его к месту установки в положении, близком к проектному.


Рис. 77. Грузозахватные приспособления:
а плоская траверсаб строповочное приспособление для цельносекционной обделки; 1  кольцо строповое; 2  канат; 3  распорка; 4  крюк; 5  элемент цельносекционной обделки; 6  стержневой захват

Правильная строповка обеспечивает безопасность работы, уменьшает время и затраты труда на подъем груза. Именно поэтому строповку грузов должны проводить только лица, специально обученные и аттестованные. До подъема и перемещения груза крепление его должно быть проверено лицом, ответственным за безопасное перемещение грузов.

Стропы хранят в закрытых сухих помещениях или под навесами на полках или вешалках и периодически смазывают.

Контрольные вопросы

Что входит в подвижной состав подземного транспорта?

Расскажите об устройстве временного и постоянного подъемов.

Каковы составные части надшахтного горного комплекса?

Какие грузоподъемные краны применяют при строительстве метрополитенов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ñîäåðæàíèå   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..