ПОСТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВРАЧА-ДИЕТОЛОГА

  Главная     Книги по диетологии      <<Диета для здоровья>>

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 


ПОСТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВРАЧА-ДИЕТОЛОГА


Что и как мы едим, предопределяет и многие болезни, и настроение, и общий тонус организма, и даже внешность: цвет лица, качество кожи и волос.
Нас удивляет теперь, что наши дедушки и бабушки часто сохраняли работоспособность до конца жизни, до 90-100 лет. А дело ведь тут не столько в экологии, сколько в том, что они следили за питанием, руководствуясь традициями и церковными обрядовыми правилами.
Так, в одни дни запрещалось есть мясо, в другие все животные жиры, а в третьи рекомендовалось обойтись хлебом грубого помола и водой. Таким образом организовывались частичные или полные разгрузочные дни.
Однодневные посты выполняли роль разгрузочных в недельном цикле, а многодневные - в годовом. Кроме того, посты очень грамотно готовили организм к смене времен года. Так, Великий пост - несколько недель в марте-апреле - очищал организм от шлаков, готовил его к лету, к переходу на новые продукты. Успенский пост в августе - переход к осени, Рождественский - к зиме.
Замечательно, что посты постепенно приводили человека к максимально возможному воздержанию от пищи, к строгому посту. Мы много бьемся с некоторым, я бы сказал, авантюрным подходом любителей голодания к этому очень непростому лечению. Полностью прекратить прием пищи на длительный срок без наблюдения врача- опасная для здоровья затея! Культура постов эту опасность исключает. Безусловно, посты
заслуживают того, чтобы оценить их роль по-новому и видеть в них не проявление религиозного фанатизма, как это утверждается иными современными авторами — горе-атеистами, а стремление рационально питаться.
Примером постепенного перехода к строгому посту является последняя подготовительная к Великому посту неделя (седмица), называемая сырной, масленой, масленицей. В эту седмицу исключается из рациона мясная пища, однако разрешаются молоко, сыр, масло, яйца, т.е., выражаясь современным языком специалистов- диетологов, употребляются полноценные животные продукты - источники белков, жиров, углеводов, полностью компенсирующие отсутствие в рационе мясных продуктов.
Во время строгих постов из рациона питания полностью исключаются мясо, яйца, молоко и молочные продукты, животные жиры. Однако строгий пост не для всех. В ’’Настольной книге священнослужителя” (1977 год) можно прочитать, что православная церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на детей и больных, немощных и престарелых. Церковь предусматривает по немощи телесной, или по крайней необходимости, или по трудности времен соответствующее применение принципа церковной икономии (снисхождения) согласно авторитетному суждению и пастырскому попечению епископата Поместных церквей.
Для испытывающих затруднения при соблюдении постановлений церкви о посте по причинам индивидуальным (болезнь, служба в армии, условия труда, жизнь в диаспоре и т.п.) или общим (особые климатические условия, отсутствие постной пищи) установление меры человеколюбивой икономии подлежит духовному усмотрению Поместных церквей, которые ослабляют в таких случаях строгость постов.
Так, если вы страдаете сахарным диабетом или язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки либо перенесли операцию - удаление (резекцию) желуд-. ка, то при этом необходимо дробное питание, включающее продукты животного происхождения. Поэтому, прежде чем начать поститься, посоветуйтесь с лечащим врачом, поставьте в известность о своем здоровье и священнослужителя.
Впрочем, и наиболее строгий Великий пост нельзя считать полностью вегетарианским: в Благовещение и в Вербное воскресенье разрешается включать в рацион
рыбные блюда. Допускается употребление рыбы и во время Рождественского поста (по субботам и воскресеньям), и во многие дни Петрова поста. Да и Успенский пост менее строг, чем Великий пост, особенно по субботним и воскресным дням и в праздник Преображения Господня.
Помимо многодневных постов (Великий, Петров, Успенский, Рождественский), начало и конец которых определяются ежегодно церковным календарем, православная церковь предусматривает и однодневные посты:
среда и пятница в течение всего года, за исключением недели мытаря и фарисея, сырной (масленицы), светлой (пасхальной), троицкой и двух недель святок, так как в эти дни недели поститься не полагается. В среду постятся, отдавая дань воспоминанию осуждения Иисуса Христа на страдание и смерть, а в пятницу - воспоминанию самих страданий и крестной смерти Иисуса Христа;
День Воздвижения Креста Господня;
День усекновения главы Иоанна Предтечи;
Крещенский сочельник.
При обзоре постов автором использован Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в котором также можно прочитать: ’’Посты - учреждение христианской церкви, имеющее целью содействовать господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными”. Посты учреждены христианской цер- | ковью как средство, содействующее возвышению духа
над плотью. Святитель Василий Великий говорил в ’’Беседах о посте”: ’’Истинный пост - удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение
• похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздер-
* жание от сего есть истинный пост”.
Какую пищу можно употреблять во время постов? Рассмотрим питание в те дни поста, когда не разрешаются рыбные блюда.
Обратимся к известной книге М. Забылина ’’Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия”, изданной в 1880 году: ”В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, пища состояла из растительных веществ. Ели кислую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с начинкою из растительных веществ, гречневую и овсяную кашу с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, разного рода грибы: вареные и жареные (масляники, грузди, сморчки, рыжики); разные приготовления из гороха: горох битый,
горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, т.е. твердо сбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки; творог из макового молока, хрен, редьку и разные овощные приготовления; взвар из овощей и коливо”. И далее: ”В постные, не рыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, с горохом, репою, грибами, капустою и другими предметами, на каком-нибудь растительном масле или сладкие - с изюмом и другими разными ягодами”.
Поясним, по Толковому словарю В. Даля, левашник - вид пирожка либо без начинки, либо с начинкой в одном углу, вздуваемый на сковороде. Коливо - каша из пшеницы либо из риса с изюмом.
В словаре В. Даля приводится описание так называемого обиходного постного крестьянского стола: редька пластами (ломтики) с маслом; горох, пироги вприхлебку с суслом; кисель с маслом или суслом; пирог с заварной капустой или грибами; ломтевой картофель с уксусом, похлебка из конопляного сока с груздями; вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречневая каши; жженая картошка, соленые огурцы, грузди и капуста; сусло с вишней, черемухой, клубникой, костяникой, земляникой, бояркой, брусникой (семь блюд); вареная репа, морковь, свекла в горячем сусле; гороховый кисель с маслом; кисели: пшеничный и овсяный с сытой или квасом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупой; блины, оладьи; мерзлая брусника и клюква; мед; пирог с малиной или маковник с медом; орехи, пряники, изюм.
А в те дни постов, когда разрешаются рыбные блюда, рацион становится еще более разнообразным. Так, в ’’Домострое” - известном древнерусском литературноисторическом источнике - можно прочитать, что во время Великого поста в те дни, когда разрешается употребление рыбы, к столу подают: хлебцы постные, икру паюсную, икру осетровую осеннюю да икру свежую, икру стерляжью, печень щучью, кашку с белорыбицей, печень лосося, кашку с судаком, кашку стерляжью, кашку с севрюгой, кашку с белугой свежей, печень осетровую, печень белужью слабосоленую, печень осетровую сушеную и белужью, снетки, пласточки карасевые да язевые, икру вареную, икру жареную, тешку осетровую, белужью свежесоленую, визигу в уксусе, стерлядь бочечную, стерлядь вяленую, тешку осетровую, тешку белужью, языки белужьи, осетрину шехонскую, лапшу гороховую,
пшено с маковым маслом, целый горох да горох лущеный, щи, блины да пироги с вареньем или луком, да пироги подовые с маком, да кисели и сладкие и пресные.
В ’’рыбные дни” таких постов, как Петровский, Успенский и Рождественский, меню, предлагаемое ’’Домостроем”, еще более обширно и соблазнительно. Но не будем искушать современного читателя.
В уже известной читателю кулинарной книге Елены Молоховец ’’Подарок молодым хозяйкам” имеется обширная глава под названием ’’Постный стол”, содержащая рецепты приготовления различных блюд, рекомендуемых по время постов. Для специалистов-диетологов эта глава представляет значительный интерес прежде всего тем, что она развенчивает миф о том, что якобы пост - это не только скудное, но и однообразное питание. Еще раз подчеркнем (а приводимые книги это подтверждают): пища во время поста может и должна быть разнообразной.
Е. Молоховец приводит меню 77 постных обедов. Приведем некоторые из них:
щи из кислой капусты, картофельные котлеты с грибным соусом, рис с клюквенным морсом; грибной суп, щука с соусом, пудинг из риса; суп-пюре из фасоли, рулет из рыбного фарша с салатом из картофеля и свеклы, крем яблочный из сушеных яблок.
Включение в постные обеды разнообразных овощей (картофеля, свеклы, капусты, редьки, редиса, зеленого лука), бобовых (гороха, фасоли), грибов, растительного масла, широкого ассортимента рыбных блюд позволяет составить полноценный рацион питания и в те дни постов, когда исключаются мясные, молочные блюда и животные жиры.