ЧЕТЫРЕХ- И ПЯТИСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Главная     Учебники - Литература      Теория литературы. Поэтика (Б.В. Томашевский)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

ЧЕТЫРЕХ- И ПЯТИСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ*

 

Изредка встречаются размеры, в которых ритмическое ударение падает на четырех- или пятисложную группу. Обычно в этих стихах наряду с главными ритмическими ударениями развивается и побочное и группа разлагается на более мелкие, т.е. внутри четырех- и пятистопных размеров развивается ямб или хорей.

* По вопросу о пеонах и пентонах среди стиховедов нет единогласия. Б. Томашевский в «Русском стихосложении» утверждал: «Была сделана попытка ввести в номенклатуру еще четырехсложные стопы, называемые пеонами <...> Однако нет ни одного безукоризненного примера на пеонические стихи» (с. 15). Более осторожен Г: Шенгели, который считает, что «являясь иногда размером отдельного стихотворения, ни один из пеонов не может стать размером большого произведения – поэмы и пр.» (Шенгели Г. Техника стиха. М., 1960. С. 143.) Ср. взгляд на эту проблему М.Л. Гаспарова (Очерки истории русского стиха, с. 232– 233). Из пентонов внимание исследователей привлекает пятисложник А.В. Кольцова: Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972; Беззубов А.Н. Пятисложник//Исследования по теории стиха. Л., 1978.

 

Вот пример четырехстопного размера ямбического типа:

Фонáрики-судáрики
Скажите-ка вы мнé,
Что видели, что слышали
В ночнóй вы тишинé.

Принадлежность этого стихотворения Мятлева к ямбическому типу доказывается такими строками:

Не видели ль как юноша
Нетерпеливо ждет
…………………………..
И вот они назначили
Свиданье завтра вновь
……………………………
Они на то поставлены,
Чтоб видел их народ,
Чтоб величались, славились
Но только без хлопот...

Пятисложные размеры сопровождаются обычно цезурой пос ле каждой группы в пять слогов. Кроме того, побочные ударения внутри каждой группы дают или ямбический, или хореический ритм. Например:

хореический размер:

Сяду я за стол
Да подумаю,
Как на свете жить
Одинокому.
Нет у молодца
Молодой жены,
Нет у молодца
Друга верного,
Золотой казны,
Угла тёплого...
(Кольцов.)

Ямбический размер:

У моря ночью, / у моря ночью,
Темно и страшно. Хрустит песок.
О, как мне больно у моря ночью.
Есть где-то счастье. Но путь далек.
(К. Б а л ь м о н т.)

Впрочем, возможен и чистый пятисложный размер, без постоянной цезуры, но при условии большего числа неметрических ударений. Например:

Освежив горячее тéло
Благовóнной ночною тьмóй,
Вновь берéтся земля за дéло
Непонятное ей самóй.
Наливáет зеленым сóком
Детски-нéжные стебли трáв
И багряным дивно-высóким
Благорóдное сердце львá.
(Н. Гумилев. «Дракон».)

Здесь ударения падают обязательно на 3-й и 8-й слоги, отстоящие друг от друга на 5 слогов.