Подъемником называют грузоподъемную машину прерывного (циклического) или
непрерывного действия для подъема груза и людей в специальных
грузонесущих устройствах, движущихся по жестким вертикальным (иногда
наклонным) направляющим или рельсовому пути. По способу передачи
воздействия от привода к грузонесущим устройствам различают канатные,
цепные, реечные, винтовые и плунжерные подъемники. Преимущественное
распространение получили канатные подъемники, в которых грузо-несущие
устройства подвешены на стальных канатах, огибающих канатоведущие шкивы
или навиваемых на барабаны подъемных лебедок. В подъемниках с
канатоведущими шкивами, передающими тяговое усилие благодаря силам
трения, грузонесущие устройства (кабина, клеть, скип, платформа, тележка
или вагон) уравновешиваются другими такими же устройствами или
противовесом (в пассажирских лифтах — только противовесом), также
движущимся по направляющим. В барабанных подъемниках уравновешивание
уменьшает нагрузки на привод.
Подъемники имеют, как правило, электрический или реже гидравлический
привод.
Лифты. Подъемник прерывного действия с вертикальным движением
кабины или платформы по жестким направляющим, установленным в
огражденной со всех сторон шахте, называют лифтом.
По назначению различают лифты пассажирские (обычные и скоростные),
предназначенные для транспортирования людей; больничные — для
транспортирования больных на больничных транспортных средствах с
сопровождающим персоналом; грузовые с проводником — для
транспортирования грузов и лиц, сопровождающих груз, и грузовые малые
без проводника — для транспортирования только груза.
Пассажирский лифт (рис. 1.13) имеет кабину 18, двери 4, открывающиеся и
закрывающиеся автоматически с помощью специального привода 3. Кабина с
помощью подвески 20 закреплена на подъемных канатах 21, которые огибают
канатоведущий шкив лебедки 22, расположенной в машинном помещении 23.
Для уравновешивания кабины и части полезного груза служит противовес 12.
Кабина и противовес перемещаются в шахте 15, которая со стороны этажных
площадок 6 оборудована дверями 7. Внутри шахты закреплены направляющие
13, 14 соответственно для противовеса и кабины.
В верхних и нижних частях каркасов кабины и противовеса установлены
башмаки 16, которые, охватывая с трех сторон рабочую часть направляющих
13 и 14, не позволяют кабине и противовесу смещаться в горизонтальной
плоскости. В аварийных случаях, когда кабина лифта начинает двигаться со
скоростью выше допустимой или при ослаблении хотя бы одного подъемного
каната, срабатывают ловители 19 кабины, а иногда ловители противовеса.
Ловители, захватывая направляющие, удерживают кабину или противовес от
падения. Срабатывание ловителей при превышении расчетной (предельной)
скорости происходит с помощью ограничителя скорости 2, приводимого в
действие канатом 8, соединенным с кабиной и натяжным устройством 9. Для
предотвращения жесткого удара кабины в приямке 10 шахты в аварийных
случаях предусмотрены пружинные буфера 11. Для регистрации вошедшего в
кабину пассажира пол кабины 5 выполнен подвижным. Автоматическая
остановка кабины на заданном этаже происходит с помощью отводки 17,
взаимодействующей с этажными переключателями. В машинном помещении 23
размещены подъемная лебедка, ограничитель скорости и станция управления
1.