Мостовые краны опорного типа. Эти краны
выполнены с ручным и машинным приводом однобалочными к двухбалочными.
Мостовые краны опорные однобалочные с ручным приводом (ГОСТ
7075—80) имеют грузоподъемность 3,2; 5,0 и 8,0 т, пролет 4,5—16,5 м;
двухбалочные краны имеют грузоподъемность 12,5 и 20 т и пролет 7,5—16,5
м. В качестве механизма подъема груза применяют ручные пеоедзижныг
червячные тали (ГОСТ 1106—74).
Мостовые краны опорные однобалочные с электрическим приводом
(ГОСТ 22045—82) имеют грузоподъемность 1—5 т, скорость подъема груза
0,133 м/с, скорость передвижения электрической тали 0,33 и 0,53 м/с,
скорость передвижения крана 0,40; 0,63; 1,0 м/с, высоту подъема 6, 12 и
18 м, пролет 4,5—25,5 м. Главная балка моста однобалочного крана
выполнена из двутавровой балки. Размеры двутавра выбирают в зависимости
от грузоподъемности крана с учетом прочности и условий проходимости
электротали по полкам двутавра. Пространственная ком-поновка главной
балки зависит от грузоподъемности и размера пролета.
В качестве примера на рис. 1.15 представлен общий вид однобалочного
мостового крана опорного типа, у которого необходимая жесткость в
горизонтальной плоскости обеспечена установкой с одной стороны подкосов
1 в плоскости верхнего сжатого пояса двутавра, а с другой — решетчатой
связи 2 по всей длине двутавра.
Мостовые краны общего назначения опорные
двухбалочные с электрическим приводом (ГОСТ 25711—83)
грузоподъемностью 5—50 т имеют скорость подъема груза 0,05—0,32 м/с,
скорость передвижения тележки 0,32—0,63 м/с, скорость передвижения крана
0,40—2,5 м/с, высоту подъема груза 12,5 м, пролет 10,5—34,5 м. Эти краны
опираются на четыре ходовых колеса. Такие же краны (ГОСТ 6711—81) с
грузоподъемностью механизма главного подъема 80—500 т и
грузоподъемностью механизма вспомогательного подъема 20—80 т имеют
высоту подъема главного механизма 25 и 32 м, вспомогательного 27 и 34 м.
Они в зависимости от грузоподъемности и пролета могут быть выполнены с
восьмью или шестнадцатью ходовыми колесами.
Мост двухбалочного мостового крана состоит из двух отдельных
пространственно жестких балок, называемых главными. Главные балки
соединены с концевыми балками, образуя с ними горизонтальную раму. В
концевых балках моста установлены ходовые колеса крана.
Рис. 1.15. Однобалочный мостовой кран опорного
типа
рис. 1.16
рис. 1.16 показан двухбалочный мостовой кран
опорного типа с главным и вспомогательным механизмами подъема груза.
Главные балки 7 и концевые балки 6 составляют мост крана. На крановой
тележке 3 установлены главный и вспомогательный механизмы подъема груза
и механизм передвижения тележки. К мосту крана прикреплена кабина
управления 1, которая в зависимости от условий работы может быть
выполнена открытой или закрытой. Питание механизмов крана
электроэнергией производится с помощью специальных токоведущих шин
(троллеев) 5, установленных вдоль стен цеха со стороны моста крана,
свободной от установки кабины управления. Облегченная специальная кабина
управления 4 предназначена для осмотра троллеев. Подача электроэнергии
на механизмы подъема груза и передвижения тележки осуществлена с помощью
гибкого кабеля 2, перемещающегося на катках по натянутой проволоке 8.
Главную балку двухбалочного мостового крана наиболее часто выполняют
коробчатого сечения с симметрично расположенным рельсом (рис. 1.17). Она
состоит из двух вертикальных стенок 1 и двух горизонтальных поясов
(верхнего 2 и нижнего 3). Усилия ходовых колес грузовой тележки
действуют равномерно на каждую вертикальную стенку. Местная устойчивость
стенок и пространственная жесткость сечения может быть обеспечена
установкой по всей длине диафрагм 5. Для уменьшения прогиба рельса и
обеспечения местной устойчивости стенок установлены промежуточные малые
диафрагмы 4. Для предварительного выбора размеров главных балок
коробчатой конструкции рекомендуется принимать высоту главных балок h —=
(1/14 ... 1/18) LK (здесь LK — пролет крана), ширину горизонтальных
поясов Ь — (1/40..L/50) LK. К наружным вертикальным листам главных балок
прикреплены консольные площадки 6 с сплошным настилом. Площадки
предназначены для установки с одной стороны моста троллеев или гибкого
кабеля, а с другой—для установки механизма передвижения крана и прохода
обслуживающего персонала при осмотре и ремонте крана.
Концевые балки рассматриваемых мостов изготовляют также коробчатыми,
обладающими достаточной пространственной жесткостью.
При работе мостовых кранов возможно возникновение больших прогибов
мостов, особенно при подъеме максимальных грузов. Поэтому при
проектировании и изготовлении крановых мостов главным балкам заранее
придают выгиб вверх, называемый строительным подъемом. Создание
строительного подъема моста листовой конструкции достигается специальным
раскроем вертикальных листов. При пролете моста более 17 м строительный
подъем / == 0,00125 LK.
Рис, 1.17. Главная балка коробчатой конструкции
двухбалочного мостового крана