Они предназначены для механизированных складов с многоярусными
стеллажами высотой 25 м и более. Краны-штабелеры бывают мостовые и
стеллажные (ГОСТ 16553—82).
По способу опирания на рельсовый путь краны-штабелеры бывают опорными
или подвесными.
Механизмы подъема кранов-штабелеров выполнены канатными или цепными.
Наибольшее применение получили канатные механизмы подъема. К
достоинствам цепных приводов относится компактность и малые габариты, к
недостаткам —относительно высокая стоимость цепи и трудность контроля
состояния цепи. Часто в механизмах подъема этих кранов устанавливают
двухскоростные двигатели.
Механизмы передвижения кранов-штабелеров и тележек в основном снабжены
двухскоростными двигателями, обеспечивающими основную рабочую скорость и
малую установочную.
Управление кранами-штабелерами осуществляется с пола, из кабины или с
центрального пульта управления. Краны, управляемые с пола, более просты
по конструктивному исполнению. Максимальная высота подъема
кранов-штабелеров, управляемых с пола, равна 4—5 м. При большей высоте
подъема груза управление кранами-штабелерами осуществляется из кабины,
которая, как правило, выполнена подвижной.
Рис. 1.25. Мостокабельный край
Мостовые краны-штабелеры. Они имеют
грузоподъемность 0,125— 12,5 т, пролет 5,1—28,5 м, высот}' подъема
грузозахватного органа 4,8—-13,2 м, скорость подъема 0,125—0,3 м/с.
Мостовой опорный кран-штабелер (рис. 1.26, а) состоит из моста /, по
которому передвигается тележка 2 с вертикальной поворотной колонной 3.
Колонна выполнена с направляющими, по которым передвигается каретка с
грузовым захватом 4.
Тележки мостовых кранов-штабелеров могут быть выполнены опорными или
подвесными. Опорные тележки, как правило, применяют в опорных
кранах-штабелерах большой грузоподъемности. Существенным отличием
тележек мостовых кранов-штабелеров от обычных мостовых кранов является
наличие поворотной платформы, к которой жестко прикреплена колонна.
Наиболее часто применяют тележки с опорно-поворотным кругом 1 (рис.
1.27). Механизм поворота 3 установлен на неподвижной тележке с помощью
шарнира 4 и состоит из электродвигателя, тормоза, редуктора и приводного
обрезиненного колеса 2, прижимающегося пружиной к вращающейся платформе.
Механизм передвижения 5 тележки имеет электродвигатель, вертикальный
редуктор и приводные колеса.
Колонны мостовых кранов-штабелеров могут быть выполнены жесткими или
телескопическими (выдвижными).
Металлоконструкция мостов подвесных и опорных кранов-штабелеров
принципиально не отличается от мостов обычных крюковых кранов.