Зрелищные прически

  Главная       Книги - Парикмахерское дело      Моделирование и художественное оформление прически (BЛ.Kopнеев) - 1989 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65 

 

 

 

3. Зрелищные прически

Само название "зрелищные" говорит о том, что такие прически должны производить на зрителя особенно яркое впечатление, вызывать ощущения, близкие тем, которые испытывает человек при созерцании произведений искусства, восхищаясь как красотой и образностью формы, так и зачастую изощренной техникой ее создания.

Классификация таких причесок весьма условна, поскольку одну и ту же модель можно увидеть в различных ситуациях: например, историческая прическа может использоваться в кино, театре, в карнавальном костюме, в
показательных конкурсных выступлениях и т. д. Да и не это главное. Суть состоит в том, что все эти прически создаются для разного рода показов, демонстраций, выступлений и, восхищая своей красотой зрителей, среди которых могут оказаться парикмахеры, вызывают у последних желание копировать, подражать, а то и видоизменять увиденные модели. Но как ни условна классификация, мы для удобства описания разделим зрелищные прически на три группы: исторические, конкурсные и нарядные.

 

 

 

Исторические прически

 

 Каждого модельера эти очень интересные и красивые прически так увлекают, что он пробует копировать их (не говоря уже о том, что работа над историческими моделями входит в курс его обучения). При этом часто оказывается, что кроме простого подражания он бывает вынужден проявить и личную творческую инициативу, поскольку оригиналы, которыми он пользуется при копировании, - это рисунок или фотоснимок, показывающий в лучшем случае лишь половину прически. Для разработки же невидимой ее части модельер должен выбрать элементы, позволяющие выдержать индивидуальный характер формы всей прически, причем сделать это в соответствии с художественным стилем эпохи. Если учесть, что техника его работы должна соответствовать технике оригинала, то модельер или учащийся, исполняющий такую работу, убеждается, что наши предки были весьма искусными знатоками своего дела. Учащийся, штудирующий исторические модели разных эпох, не только совершенствует свою технику, но, что особенно ценно, и расширяет свой кругозор, приобретает необходимые профессиональные знания, изощряет свой вкус, получает новые идеи и импульсы в работе.

Исторический материал всегда служит источником профессиональных идей, мотивов, импульсов, замыслов и т. п., из которого черпали парикмахеры всех времен и народов. Действительно, римляне, например, сначала подражали греческому стилю, а позднее перешли от так называемого греко-римского стиля к своему собственному, а французы в разработках ампирных причесок в свою очередь многое заимствовали у римлян. Примеры такого рода можно продолжить вплоть до самого последнего времени. Так, греческий стиль уже неоднократно проявлялся в прическах XX в. В последний раз греческий силуэт (на уровне моды) использовался в моделях конца 60-х - начала 70-х годов, а прическу "коримбос" (см. рис. 3) мы постоянно видим в быту. И дек рококо, например, ясно читались в прическах середины 60-х годов. Вообще многие детали и силуэты моделей прошлых исторических эпох постоянно просматриваются в наших повседневных бытовых (не говоря уже о конкурсных) прическах.

Рассмотрим три модели, дающие общее представление о подходе к работе с историческими прическами и о технике их создания. В своем описании мы
придерживаемся взглядов на этот предмет Франца Гуске , поскольку рассматриваемые модели на протяжении многих лет являлись обязательными во времена экзаменов на звание мастера-парикмахера ГДР и методика их создания разработана достаточно полно.

 

При выработке малой пудреной прически (рис. 101) могут быть использованы как собственные волосы клиентки, так и искусственные пряди волос. Поскольку форма модели очень компактна, а локончики вокруг головы напряжены и фиксированы, следует повнимательнее отнестись к стрижке. Лучше всего для этой прически подходят волосы длиной приблизительно до плеч сзади, чуть короче с боков и еще короче со стороны лица (немного ниже переносицы). Концы прядок должны быть хорошо отфилированы, что очень важно для получения кольцевых локонов, которые в мокром виде фиксируются клипсами или маленькими шпильками. Заранее следует подготовить кружевные украшения в виде плиссированных складочек, а также пряжку или брошь с имитацией драгоценных камней и султанчиком посередине.

 

 

 

Рис. 101. Малая пудреная прическа (1725 г.)

 

 

 

Сначала пробором от одного уха до другого все волосы разделяют на две половины: переднюю и заднюю (рис. 102, а). Форма прически строго

симметрична, поэтому необходимо проявить особое внимание к взаимному расположению кольцевых локонов (рис. 102, б). Остальные волосы (задняя часть прически) укладываются легкой (нерельефной и ненапряженной) волной. Концы волос, выходящие из волны, прорабатывают в кольцевые локоны.

Чтобы сделать типичные для этой прически роликовые локоны передней части головы, следует при выработке каждого локона захватить по два или три кольцевых локона и расчесать их вместе. На рис. 102, в показана следующая за этим тупировка обрабатываемой пряди. Положение рук при вычесывании пряди показано на рис. 102, г. Очень важно, чтобы это делалось снаружи пряди

аккуратно и гладко, без сглаживания ее внутренней тупированной части. Средним пальцем левой руки и ручкой щетки в правой руке придают пряди форму спиральной трубки (рис. 102, д). Затем кончиками пальцев правой руки охватывают локон и легким вытягиванием его назад при одновременном вращении вправо придают ему желаемую форму (рис. 102, е).

 

 

 

 

 

Рис. 102. Последовательность работы и изготовление деталей малой пудреной прически

 

 

 

 

В завершающей стадии работы прикалывают заранее подготовленные (накрученные на бигуди и высушенные) висячие локоны, которые, как правило, изготовляются из искусственных волосяных прядей.

При укладке задней части прически, вырабатывая локончики, прикрывающие места прикрепления висячих локонов, следует обратить особое внимание на их внешний вид: они должны выглядеть не современно, а в духе эпохи XVIII столетия.

И в заключение к сильно равномерно запудренной прическе прикрепляют украшения.

В завершающий период позднего рококо стали входить в моду прически, форма которых имела большее развитие в ширину. Рассматриваемая нами модель "принцесса ламбаль” (рис. 103) являет собой характерный образец причесок того времени, довольно типичной особенностью которых было асимметричное решение композиции.
 

 

Прическа эта очень интересна, и исполнение ее требует хороших профессиональных знаний и технического мастерства. Для довольно высокого и асимметричного ее строения необходим проволочный каркас. Он предопределяет форму прически и ее устойчивость, следовательно, нижняя его часть, прикрепляемая к голове, должна соответствовать форме головы клиентки и плотно к ней прилегать. Верхняя часть каркаса асимметрична, правая его
сторона гораздо выше левой (в настоящем случае имеется в виду правая с точки зрения клиентки). Внешняя длина верхней его части равняется приблизительно 30 см. Изготовив проволочный каркас, следует обмотать его изоляционной лентой или лейкопластырем, затем обшить хлопчатобумажным тюлем и обложить крепом (креп для фиксации также местами пришивают или приклеивают). При создании конкурсных или других работ, требующих особой чистоты, каркас оплетают еще и трессованной нитью, чтобы придать основе прически вид естественной полноты.

 

 

 

 

Рис. 103. Прическа 'ПринцессаЛамбаль' (1785 г.)

 

 



Верхняя часть каркаса модели "принцесса ламбаль" обшивается тюлем наглухо в отличие от каркасов, применяемых для создания причесок типа "мария антуанетта", где верхняя часть открыта. Туда прячут концы

поднимаемых вверх длинных волос, туда же помещают украшения из перьев,
лент и т. п. В остальном же нет никакой принципиальной разницы в технике создания этих причесок, следовательно, тот, кто умеет сделать прическу "принцесса ламбаль", может, практически руководствуясь только "картинкой", выполнить модель "мария антуанетта" или любую другую прическу стиля рококо.

 

 

После того как каркас готов, можно приступить непосредственно к работе над прической. Отделив переднюю часть волос ото лба шириной в ладонь (рис. 104, а), получают прядь, необходимую для покрытия передней части каркаса. Теперь разделяют волосы на темени и затылке (рис. 104, б). Туго сплетенные косички закалывают плоско приблизительно на высоте макушки. К ним будет прикрепляться каркас. Оставшиеся справа и слева височно-боковые пряди волос используют позже при зачесывании лобно-теменной пряди вверх для покрытия каркаса справа и слева. Можно заплести косички и на средней части затылка (белое поле на рис. 104, б) и также заколоть их плоско, чтобы потом прикрепить к ним накладные локоны.

Если для локонов используются собственные волосы клиентки, то их следует закрутить в кольцевые локоны так же, как и на нижней части затылка (рис. 104, в).

При использовании накладных локонов на затылке отделяют пряди волос для стоячих локонов и петли, показанной на рис. 104, в. Если же волосяные изделия не используются, то отделяют прядь для петли, а всю зону прорабатывают кольцевыми локонами.

После того как таким образом подготовлено основание прически, длинными шпильками прикрепляют каркас (рис. 104. г). (Все волосы к этому времени уже высушены.) Тупируют сначала среднюю, т. е. лобно-теменную прядь, которую затем при помощи щетки поднимают вверх на каркас (рис. 104, д). При этом особое внимание нужно уделить работе щеткой. Начинают работу не всей плоскостью щетки сразу, а ее боковой стороной и при дальнейшем равномерном сглаживании волос поворачивают медленно и щетку. Затем поднимают вверх сначала большую прядь (длинную лобно-височную), а потом и малую, которую нужно очень искусно вычесать в направлении, отчасти противоположном направлению большей партии волос передней части прически (это изменение направления расчесывания должно быть очень постепенным, веерообразным). После этого поднимают и аккуратно зачесывают (соответственно, продолжая разворот) и височно-боковые пряди, (разумеется, вся передняя часть прически изнутри тупирована).

Из намотанных в кольцевые локоны волос левой нижней части затылка (для этой цели можно использовать и бигуди) распускают отдельную прядь в виде висячего (спускного) локона, несколько небрежно ниспадающего на плечо. С правой стороны размещают два роликовых локона, висячих горизонтально и параллельно друг другу (рис. 104, е).
 

 

Создание петли из волос средней пряди нижней части затылка - более трудная задача. При этом важно правильное тупирование пряди, причем и с внешней, и с внутренней стороны прядь следует аккуратно вычесать щеткой так, чтобы не повредить при этом тупировки. Эту прядь выглаживают с внутренней стороны будущей петли теплыми щипцами, а затем перекладывают ее в полуоткрытые щипцы приблизительно на середине самой пряди - прикрывая щипцы, получают таким образом большую петлю, которую и подвязывают в нижней части затылка. Теперь соответственно распределяют все локоны средней части затылка или же прикрепляют накладные волосы, также оформляя и распределяя локоны. Чтобы переходы между локонами или между локонами и остальными частями прически не были резкими, все эти места можно слегка прикрыть, прокладывая креп.

Если рис. 104, е показывает нам оформление затылка, то на рис. 103 видна вся передняя часть прически, включая веночек из цветов, три больших, косо лежащих на верху низкой части прически трубчатых локона, а также локон,
проходящий через цветочный венок на самой верхней части прически. Типичны для этой прически уже описанные нами висячий локон с левой стороны и два роликовых локона справа, а также ленточные украшения, спускающиеся вниз от темени по обеим сторонам головы.

 

Само пудрение прически должно быть очень равномерным, в пудру нужно подмешать немного синьки.

 

 

 

 

Рис. 104. Последовательность изготовления прически 'Принцесса Ламбаль'

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65