Конкурсные прически

  Главная       Книги - Парикмахерское дело      Моделирование и художественное оформление прически (BЛ.Kopнеев) - 1989 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65 

 

 

 

 

Конкурсные прически

 

 На сегодняшний день многие соревнования парикмахеров стали традиционными и приобрели устойчивое наименование "конкурс-показ", но нужно сказать, что "показ" в условиях конкурса имеет свою специфику и принципиально отличается, предположим, от показа работ во время демонстрации коллекций причесок для населения. В чем же разница?

В общих рамках моды сосуществуют два параллельных пути ее развития. Один путь (скажем "мода № 1") - это то, о чем в основном говорится на страницах этой книги, т. е. постепенное изменение бытовых моделей, разрабатываемых для непосредственного использования их людьми. Прически, отвечающие требованиям этой моды, мы видим в обществе, на улице, их ежедневно делают в парикмахерских - это "мода большим тиражом" (на ее
изменение иногда оказывает прямое воздействие "мода улицы").

Другой путь (назовем его "мода № 2") в принципе имеет экспериментальный характер. Моду № 2 создают модельеры, улавливая и творчески осмысливая ожидаемые изменения моды и предлагая свои модели, являющиеся шагом к новому. Особенность этой моды заключается в том, что поиски во многом сводятся к профессионально очень специфическому экспериментированию с формой: разработка моделей новой формы часто ведется отвлеченно от таких житейских требований к прическе, как практичность, прочность, удобство, простота и т. п. Неподготовленный зритель, увидев конкурсные модели, может не заметить их связи с модой № 1, настолько он будет ошеломлен изощренной сложностью их форм, необычностью декоративных решений, филигранной чистотой выработки, т. е. порой абсолютной непохожестью на то, что он привык видеть в бытовых прическах. Однако связь чаще всего имеется, и профессионал чутко ее улавливает, поскольку он знает, чем руководствуется модельер, показывающий свою работу на конкурсе.

Мастер, выступающий на конкурсе, должен показать модель, наиболее полно выражающую его понимание моды, причем по возможности в ее развитии, т. е. отвечающую требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Чтобы максимально конкретно показать свой замысел и привлечь внимание зрителей-профессионалов к новому решению, модельер всегда несколько утрирует детали, фиксируя их на определенном месте очень четко, а значит, новый силуэт и форму показывает в статичном виде. Учитывая соревновательный характер конкурса, да и по эстетическим соображениям он украшает модель технически трудновыполнимыми деталями и т. п., ведь убедить профессионалов в правоте своей идеи модельер может только при помощи самой высокой техники

исполнения, поэтому многие конкурсные модели, особенно вида "большая фантазия", приобретают характер поистине уникальный.

Все эти усложнения призваны заинтриговать зрителя, вызвать его интерес и внимание, т. е. модельер стремится выгодно подать новую модель, показать, как можно оригинально обыграть новый силуэт.

Поскольку глаз человека - очень большой консерватор, новые формы людям поначалу кажутся странными, иногда некрасивыми, опытный модельер, работающий на конкурсе, помогая глазу зрителя освоиться с новой формой, в той или иной степени использует эффект узнавания, т. е. старые и хорошо известные, привычные глазу детали вписывает в новую форму, или по-новому сочетает их между собой, или почти старую форму создает из новых деталей и т. п.

Чтобы убедительнее продемонстрировать свою модель, модельер, выступающий на конкурсе, подбирает манекенщицу, туалет, целиком создает некий идеальный образ, цель которого - представить во всем блеске новую модную прическу.

Назначение конкурсных моделей состоит в том, чтобы показать направление дальнейшего изменения моды, дать импульс к дальнейшей разработке на этой основе (в сторону упрощения) бытовых моделей.

Освоив основные модные идеи, характер модных деталей (т. е. поняв, как "работают" волосы в новых деталях и формах), уяснив основные принципы сочетания новой прически с модной одеждой, можно понемногу пробовать вводить модный силуэт или некоторые модные элементы причесок моды № 2 в повседневную работу, а затем, оценив результаты, попытаться разработать модель для массового внедрения, используя элементы декора причесок моды № 2 (в упрощенном виде) в индивидуальном моделировании.

Обычно на внедрение в жизнь премированной конкурсной модели уходит не менее года. Да и в быту она появляется в сильно измененном виде, так как модная бытовая модель должна быть легковоспроизводимой, достаточно удобной, прочной, приемлемой для большинства людей (бытовые прически служат для оформления образов конкретных людей, т. е. прическа подгоняется к людям).

Поэтому в бытовой модели от конкурсной чаще всего остается лишь общее настроение, силуэт, от сложных элементов - только направление расчесывания волос и только одна (принцип доминантности) наиболее характерная деталь.

Таким образом, можно сказать, что мода № 2 не прямо передает в быт свои находки, а именно оказывает влияние. Новые силуэты и детали появляются в быту не сразу и в достаточно упрощенном виде. Правда, многие вообще не появляются: бытовая модель проводит очень жесткий отбор. Ну а находки, входящие в жизнь и делающиеся привычными, становятся теми отправными моментами, которые заставляют модельеров ломать голову над новыми

решениями, догадываться, что же может понравиться людям в ближайшем будущем, искать новые варианты и выносить свои замыслы опять-таки на конкурс. И этот процесс взаимовлияния постоянно двигает моду вперед.

Конкурсные успехи парикмахера закладываются его серьезной повседневной работой.

Как же протекает процесс подготовки парикмахера к конкурсу?

Уже говорилось, что изменение моды часто выражается в изменении силуэта, поэтому особое внимание необходимо обратить именно на силуэт.

Каждодневная работа в салоне над современными прическами, обращение к профессиональным журналам, обмен мнениями с коллегами, присутствие на показах и конкурсах, посещение показов коллекций одежды и т. д. дают специалисту возможность досконально разобраться в силуэтах сегодняшнего дня, характере деталей, особенностях техники как предварительной обработки волос, так и причесывания, направлении прядей и их сочетаний, проработать множество вариантов решения современных моделей и нащупать некоторые пути дальнейшего развития моды на прическу. Творческая, вдумчивая "работа у кресла" позволяет модельеру "держать руку на пульсе времени", учитывать характер изменения моды в одежде, изменения вкусов. В результате этого появляется смутное, а иногда и довольно конкретное понимание общих тенденций развития моды.

Большую поддержку своим взглядом модельер находит при обращении к профессиональным журналам. Работа с журналами не должна носить случайного характера, т. е. не должна превращаться в беглый просмотр картинок. Журналы нужно смотреть регулярно и аналитически. В одном журнале может оказаться целая сотня фотографий причесок, но, зная модели вчерашнего дня, хорошо разбираясь в сегодняшних линиях и силуэтах, выявляя общую тенденцию изменения моды, можно увидеть только одну-две модели, говорящие что-то о завтрашнем дне.

Не следует ограничиваться только профессиональными журналами. Любая информация, касающаяся проблем моды вообще, должна вызывать пристальный интерес модельера. Даже изменение моды на головные уборы парикмахер-модельер не должен оставлять без внимания. Правильная оценка этого факта косвенным образом дает представление о том, какие детали могут быть использованы цдя обрамления лица, т. е. здесь уже есть что искать для повседневной прически. То же можно сказать и о силуэте: он должен быть удобен для головного убора и составлять с ним единый ансамбль. И хотя на конкурсах даже не возникает мысли о шляпах, тем не менее такие факты находят отражение в моделях конкурсных причесок (сходным образом прочитывается зависимость воротников платьев и длины волос на шее и т. п.).

Регулярно просматривая профессиональные журналы, отмечая модные силуэты, т. е. наблюдая моду в развитии, парикмахер-модельер должен обращать внимание не только на силуэты, но и на детали, из которых они

созданы, на пряди, имеющие модное направление расчесывания. Очень часто бывает, что модный силуэт, в сущности, создан из старых, известных деталей, только вычесаны они, предположим, в другую сторону. Парикмахер, который не следит за развитием моды, обнаруживает это значительно позже других, и в его работе возникают большие трудности технического порядка.

Особенно заметно такое бывает при радикальном изменении моды. Например, в конце 60-х - начале 70-х годов детали, расположенные на височнобоковых частях, создавались из прядей, имеющих направление к лицу. И у большинства парикмахеров за долгий период работы в такой манере выработался определенный навык: глаз видел в этом красоту, а рука вычесывала необходимые детали. Постепенное изменение этого положения, поиски модельерами новых вариантов решений в свете требований изменившейся моды оказались для таких парикмахеров незамеченными. И когда в новых моделях пряди височно-боковых частей потребовалось причесывать от лица, для многих парикмахеров это оказалось прямо-таки непосильной задачей. Инерция в работе, выработанная связь глаз - рука, характер движения рук (устойчивый стереотип) мешают работать по-новому. И хотя прически после сложных моделей 60-х годов выглядели очень простыми и детали были в общем-то знакомые, а красиво, чисто "вычесать" такую несложную модель для многих оказывалось делом далеко не простым (кроме того, в таких случаях наблюдается и непонимание логики развития формы прически: откуда берутся эти детали, что предопределяет их возникновение на этом направлении и т. п.).

Поэтому, просматривая фотографии в журналах, модельеру необходимо анализировать и постоянно пробовать исполнять самому новые силуэты и встречающиеся элементы причесок в своей повседневной работе. Во-первых, он таким образом набивает руку, во-вторых, в его сознании закрепляются новые идеи (и дают в свою очередь импульсы новым), в-третьих, многие женщины вообще любят, когда в работе применяются некоторые новинки, - все это позволяет ему испробовать множество вариантов одной модели, ведь в повседневной работе парикмахер в основном использует 3-4 схемы накручивания (или, как чаще говорят, накрутки). При одной и той же схеме накрутки можно делать довольно много различных причесок, добиваясь разнообразия силуэтов и нюансирования элементов, только варьируя технику расчесывания. Чтобы причесать к лицу, мы может перекладывать пряди, по-разному соединять их и т. п. Парикмахер, хорошо чувствующий модные идеи, если у него не получается задуманная прическа или он видит, что она женщине не идет, может поискать другой вариант, отвечающий требованиям моды, который будет клиентке к лицу. Поэтому в дальнейшем при работе с модными силуэтами у него практически не возникает технических трудностей.

Другое дело конкурс. Иногда во время конкурсного причесывания может вдруг мелькнуть такая красивая линия, что бывает очень трудно не поддаться искушению получше выявить ее и закрепить. Чаще всего это означает, что модель недостаточно отработана на тренировках. В процессе подготовки необходимо испробовать как можно больше вариантов и выбрать из них наилучший. Но если вдруг подобное возникнет (предположим, в последний

момент кто-то посоветовал "лучший" состав для укладки - фактура волос изменилась), и покажется, что можно сделать работу интереснее, нужно постараться удержаться от соблазна, ведь тогда придется связать эту линию с другими элементами, вписать ее в нужный силуэт, соотнести в лицом манекенщицы, т. е., по существу, сделать новую композицию, а на это может не хватить отведенного времени. Даже если мелькнувшая деталь имеет явно второстепенный характер, все равно от нее, вероятно, следут отказаться из опасения перегрузить модель. Думается, что во время конкурсной работы совершенно не должно быть места импровизации, нужно постараться с блеском выполнить ранее найденные решения, т. е. основное внимание уделить только отделке уже давно готовой, выношенной модели.

Как можно больше импровизировать надо в процессе подготовки и затем очень строго отобрать элементы, позволяющие точно и логично "собрать" силуэт, наиболее конкретно выражающий понимание мастером модных идей.

Чтобы полностью исключить возможные неожиданности на конкурсе, при разработке модели, особенно при работе над силуэтом, нужно очень внимательно учитывать форму головы манекенщицы и, найдя наилучшую с этой точки зрения накрутку, повторить работу несколько раз, располагая бигуди требуемого диаметра или клипсы каждый раз на одном и том же месте, добиваясь, чтобы нужный силуэт получался без осечки. В этом и состоит главная особенность конкурсной работы. Накрутка конкурсной модели должна быть запрограммирована довольно жестко только на один вариант, чтобы как можно меньше времени тратить на выявление силуэта, чтобы нужные элементы оказались на заранее запланированных местах и все внимание можно было бы уделить главным образом их отделке, т. е. технике.

Между моделированием прически и техникой исполнения существует непосредственная связь. При работе с конкурсными моделями эта взаимосвязь еще более обостряется. И если мастер стремится сделать свою работу как можно лучше, найти наиболее изящное решение, то он, безусловно, выработает и необходимую для решения этих задач хорошую технику. Правильное исполнение самого технического приема возможно только тогда, когда парикмахер четко видит, что ему может дать именно эта техника исполнения, т. е. он прежде всего должен видеть смысл в целесообразности применения того или иного технического приема.

Только такое отношение к работе способствует совершенствованию техники.

Взаимосвязь технических приемов и моделирования особенно заметна при работе над мужской конкурсной прической. Рассчитывать на чистоту укладки мастер может только в том случае, если он безукоризненно выполнит стрижку, а правильно и точно подстричь, т. е. обработать все зоны и формы в целом, он может только тогда, когда очень точно представляет, как он будет укладывать все волосы в форме. В работе над мужской прической, особенно конкурсной, чистота укладки процентов на 90 зависит от точности и чистоты самой стрижки.

 

 

Только модельер, обладающий техникой, постоянно работающий над ее совершенствованием в свете модных требований, способен решать задачи по моделированию все новых и новых причесок, представляемых им на конкурс. Что же касается непосредственно работы над конкурсными прическами, то она проходит практически по тем же правилам и в том же порядке, как и при индивидуальном моделировании, поскольку в условиях конкурса необходимо особенно точно привязывать свою модель к манекенщице.

Однако прежде чем приступать к работе над конкурсными прическами, необходимо самым внимательным образом ознакомиться с условиями конкурса и только после этого приступить к моделированию самих причесок и тренировкам, постоянно имея в виду главные пункты этих условий. Четкое знание регламента и требований конкурса во многом помогает успешному выступлению в соревновании.

В чем заключаются такие условия и что понимается под ними?

Условия каждого конкурса содержат, во-первых, количество видов соревнования, во-вторых, более конкретные определения ограничений или расширений требований, предъявляемых устроителями конкурса к какому-то конкретному виду соревнования, в-третьих, точные указания сроков исполнения отдельных работ.

Два первых пункта требуют дальнейших разъяснений.

Конкурсы возможны в самых разных вариантах. Организаторы соревнований вводят отдельные виды по разным причинам: это может быть связано, например, с девизом конкурса (как это было в Московском международном конкурсе на "Кубок дружбы" в 1978 г. - вид прически "олимпийская фантазия") или с появлением в текущей моде каких-то видов работ, которые раньше не представляли особого интереса.

В детальных определениях расширения или ограничения условий одного вида соревнования речь может идти о повышении требований к качеству работы, например из-за особенностей моды текущего периода, и для уравнивания возможностей всех соревнующихся может предписываться определенная длина волос, запрещаться или разрешаться использование волосяных изделий, украшений и оговариваться их величина, пользование теми или иными инструментами, принадлежностями. Кроме того, часто по условиям конкурса бывает нужно перечесать, например, повседневную прическу в вечернюю или путем добавления небольшого шиньона повседневную прическу трансформировать в прическу "для коктейля" и т. п. Эти преобразования, особенно их степень, требуют конкретного уточнения. Особого уточнения требует и работа над так называемой перспективной прической. Все эти уточнения во многом определяют характер подготовительной работы. Особенно важна степень трансформации: разрабатывая технологию одной модели, необходимо предусмотреть возможность оформления другой, которая по условиям конкурса может внешне не очень отличаться от предыдущей.

Четкое понимание условий дает возможность и рационально организовать свое рабочее место непосредственно во время конкурсного причесывания, т. е. расположить инструменты и принадлежности именно в том порядке, который требует технологическая последовательность работы (бывает очень неприятно, когда в полном разгаре состязания вдруг обнаруживается отсутствие необходимого в данный момент какого-то важного инструмента или вспомогательного материала).

Постаравшись окончить работу чуть раньше отведенного времени, нужно, отойдя от манекенщицы на два-три шага, спокойно, внимательно и критически
осмотреть свою модель. В этой проверке следует придерживаться определенной системы. Сначала следует обратить внимание на общее впечатление, создаваемое прической, т. е. особенно внимательно проверить форму в целом, силуэт, формообразующие линии, контуры композиционных узлов (если необходимо, можно чуть уточнить форму шпилькой или хвостиком, выявляя объемность, или тем же хвостиком где-то чуточку утопить форму), далее (идя от общего к частностям) проверить декор, локоны, завитки и т. п., после чего обрезать ножницами отдельно торчащие волосы. Отыскав мелкие недостатки и устранив их, надо помочь манекенщице принять наиболее эффектную позу с учетом ее отражения в зеркале.

Необходимо сказать несколько слов и о выборе манекенщицы. Для качественного исполнения выдающейся конкурсной работы и для ее успеха немалую роль играет и сама манекенщица (в мужской работе удачный выбор манекенщика - это половина успеха). Даже самая красивая модель не произведет нужного впечатления на зрителей, если манекенщица не умеет подать себя, свою прическу.

При выборе манекенщицы участник соревнования с самого начала испытывает довольно большие затруднения. Среди большого количества красивых женщин найдутся очень немногие, которые по своему профилю, форме головы, чертам лица и т. п. подойдут для создаваемой модели. Одновременно с этим очень важное значение имеет нужное качество волос, а также расположение манекенщицы к своему мастеру. Манекенщица должна вполне доверяться соревнующемуся, разделять с ним стремление к успеху. Она должна быть готова к утомительному занятию "сидеть моделью" как при длительных тренировках, так и во время самого соревнования. Ведь бывает, что во время конкурса манекенщица вынуждена сидеть неподвижно и нередко в неудобной для нее, но эффектной позе до 30 мин и более, а иногда, демонстрируя фантазийные или исторические модели, носить на голове и довольно значительные тяжести. Так что и к выбору манекенщицы, и к ней самой нужно относиться с величайшей внимательностью.

В заключение добавим, что подход к моделированию причесок типа " фантази" в чем-то напоминает поход к моделированию исторических причесок с той лишь разницей, что историческая модель производит впечатление на зрителей преимущественно образностью своей формы, тогда как конкурсная прическа в большей степени интересна зрителям выдающейся сложностью своей

формы, изощренной техникой выработки как формы, так и отдельных элементов, ювелирной чистотой вычесывания (рис. 107). Здесь, конечно, тоже важна образность формы, которая находит поддержку во взаимосвязи с одеждой, лицом, особенностями грима манекенщицы, но главным все же остается техническое воплощение новой сложной, порой неожиданной формы. Конкретных рекомендаций по этому вопросу дать невозможно, поскольку все здесь зависит от фантазии и технического мастерства самого автора композиции.

 

 

 

Рис. 107. Конкурсная прическа 'Каменный цветок'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65