Нарядные прически

  Главная       Книги - Парикмахерское дело      Моделирование и художественное оформление прически (BЛ.Kopнеев) - 1989 год

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65 

 

 

 

 

Нарядные прически

 

 Нарядные прически рассматриваются как разновидность зрелищных причесок потому, что они в значительно большей степени, чем обычные, повседневные прически, предназначены для демонстрации, следовательно и для обозрения. Кроме того, внедрение в быт премированных конкурсных моделей осуществляется чаще всего в виде использования их в качестве нарядных причесок. Иначе говоря, поиски нового в силуэте, форме, пропорциях, элементах декора в бытовом моделировании начинаются, как правило, с разработки нарядных, выходных причесок. И только после окончательного признания и утверждения тех или иных новшеств последние переходят в обычные повседневные прически.

Нарядная прическа как объект для творчества наиболее интересна для модельера. Здесь он может не ограничивать себя ни в выборе силуэта, ни в решении формы, ни в использовании элементов декора или собственно украшений. При этом фантазия художника, его индивидуальность и вкус проявляются в полную силу, находя возможность выражения в бесконечном разнообразии образных решений, в передаче своей работой порой очень тонких ощущений.

Нарядная прическа, как никакая другая, предназначена украшать человека. Об этом говорит само название. Поэтому она должна не только отвечать особенностям внешних данных человека, его манере держаться, но и быть индивидуально неповторимой. Это может быть достигнуто двумя путями:

1) когда в качестве нарядной используется прическа несколько нетрадиционной для человека формы (для других людей она может быть повседневной). Например, если женщина носит распущенные волосы, то, собрав их в подобие пучка, мы можем придать всему ее облику непривычную для окружающих нарядную характерность, индивидуальность;

2) когда привычная форма получает новую, более декоративную или, наоборот, более строгую разработку. Например, можно переоформить традиционный для женщины пучок (в конкретных разработках оба эти пути вполне могут сочетаться).

Поскольку нарядную прическу делают в особых случаях: в праздничные дни, в юбилейные даты, для посещения театров и т. д., то она, как правило, оказывается связанной с использованием нарядного туалета и, являясь полноправной частью праздничного костюма, способствует созданию хорошего настроения и праздничной атмосферы.

В этой связи необходимо отметить, что в нарядной прическе прежде всего важны художественные качества, а не удобство в пользовании, так как человек с нарядной прической, как и в нарядной одежде, пребывает непродолжительное время (но из этого вовсе не следует, что она может быть неудобной - имеется в виду осторожность в обращении с головными уборами и прочие неудобства такого же порядка).

Диапазон решений нарядной прически очень велик. Но все многообразие форм и силуэтов как основы художественного решения композиции нарядной прически можно подразделить на два вида:

1) нейтральные формы, которые сами по себе просты, лаконичны и выражают собой классическое прочтение возможностей моды данного периода, для нейтральных форм характерна строгость стилевого решения;

2) активные формы, силуэт которых сложен, декоративен или нарочито изменчив в очертаниях, возможно асимметричен и т. д., прически такого вида форм решаются в стиле "фантази".

По назначению нарядные прически очень условно можно подразделить следующим образом (и список можно продолжить): для домашнего торжества; для посещения театра и концертного зала; для танцевального вечера; для официального торжества (юбилейная дата, открытие выставки, премьера и т. п. -здесь важна социальная роль участника торжества); для встречи Нового года; для выпускного бала; свадебная.
 

Из приведенного перечня видно, что и туалеты, предназначенные для использования в этих особых случаях, должны непременно и порой весьма существенно различаться, но поскольку в современном костюме прическа по отношению к одежде имеет подчиненный характер, моделируется она применительно к соответствующему туалету.

Одежда, например, для домашних торжеств не должна быть подчеркнуто нарядной, ибо она воспринимается в небольшом пространстве жилого интерьера, и в разработках соответствующих причесок обычно применяют выразительный четкий силуэт, умеренные по сложности формы; украшения используются, как правило, недорогие - ленты, гребни, заколки и т. п.

Платье для посещения театров и концертных залов обычно выбирают, учитывая обстановку и вид театрального искусства. Так, платье для посещения оперы или балета чаще всего бывает более торжественным, изготовленным из дорогих и очень нарядных тканей: бархата, муара, парчи и т. д. И в разработках прически это непременно должно найти отражение. Достигается это использованием компактных, несколько монументальных форм. Подвижность волос в прическе чаще всего ограничивают, особенно если в качестве дополнений в костюм входят шарфы, меховые палантины и пелерины, придающие платью еще более торжественный, парадный вид, соответствующий и огромному залу оперного театра, и его оформлению. Украшения для прически, применяемые в таких случаях, должны быть выдержаны в едином стиле с туалетом. Вечернее освещение и обстановка допускают более дорогие украшения, но блестящие, например, должны применяться очень осторожно и в очень ограниченном количестве.

В настоящее время существует особый тип выходного платья, которое используется и как деловое, и как нарядное. Такое платье называют универсальным. Оно, как правило, имеет нейтральную классическую форму (в пределах принятой моды) и шьется из нарядных, но неярких гладкокрашеных тканей серого, синего или черного цвета. Причем это платье решается таким образом, чтобы путем применения различных аксессуаров и дополнений (воротников, манжет, шарфов, украшений и т. п.) можно было видоизменить его характер. В разработке нарядной прически применительно к такому платью с учетом характера ансамбля в целом можно использовать более декоративные формы, а для вечернего варианта целесообразно предусмотреть и возможность некоторой трансформации прически, к примеру использование шиньона.

Для посещения выставок, музеев взрослыми женщинами обычно используется платье (чаще всего это костюм - жакет и юбка и т. п.) сдержанных или темных нейтральных тонов, нарядность туалетам здесь прежде всего придают отточенность формы, элегантная простота и безупречно подобранные дополнения. И прическа, дополняющая такой туалет, должна быть предельно простой, элегантной формы, без какого бы то ни было намека на остроту в элементах, количество которых должно быть сведено к минимуму. Молодежь появляется на выставках (предположим, художественных) либо с предельно скромной прической (маленький пучок, короткая стрижка), либо, демонстрируя

артистичность натуры, с прической острохарактерной формы, с самыми неожиданными украшениями. Моделируя такие прически, следует ориентироваться на якобы естественность и тех и других.

Сходным образом (зачастую сходным по технической разработке композиции, а не по стилю) моделируются прически для танцевальных вечеров. Особенности этих вечеров (движение) предполагают в зависимости от образной выразительности прически два пути ее разработки:

1) форма подвижна, т. е. в ней как бы должно возникнуть "эхо" танцевальных движений;

2) форма компактна и неподвижна, т. е. создана с таким расчетом, чтобы из-за энергичных движений современных танцев форма не нарушалась (чтобы прическа не испортилась).

Очень много проблем (главным образом психологического порядка) возникает при моделировании прически для выпускного бала. Звонкая нарядность, подчеркнутая декоративность платьев выпускного бала, которые шьются преимущественно из тканей белого цвета или светлых пастельных тонов, с использованием множества элементов отделки, с рукавами часто необычной формы (в виде крылышек, фонариков, лепестков цветов и т. п.), уже сама по себе ставит перед модельером прически довольно трудную задачу. Но дело осложняется еще и тем, что большинству выпускниц хочется иметь еще и очень "взрослую" прическу, которую чаще всего бывает крайне трудно сочетать с платьем такой специфической формы. И здесь только высокое профессиональное мастерство (включая умение разговаривать) может помочь мастеру сделать необходимую прическу, которая разрабатывается с учетом исходных данных, образной выразительности платья и особенностей выпускного бала (официальная часть, танцы, которые длятся всю ночь, и т. п.).

Решение свадебного платья тоже имеет свои традиции: не принято, например, сильно обнажать плечи и руки, оно делается чаще всего несколько более удлиненным по сравнению с действующей модой или до пола. И моделирование свадебной прически тоже довольно традиционно. Поскольку разнообразие свадебных платьев достигается лишь модными фасонными разработками ограниченного количества традиционно принятых силуэтов, то и в прически вводится некоторое (небольшое) количество модных элементов при довольно традиционных силуэтах и формах, которые разрабатываются с учетом еще одного очень важного обстоятельства. Неотъемлемой частью свадебного платья является своеобразный головной убор, имеющий большое художественное значение в решении всего наряда - это традиционная фата и различные ее варианты: капюшоны, шапочки, короны, венцы из блестящего атласа или серебряной парчи, обрамленные бисером, жемчугом или мелкими белыми цветами. Такие уборы как бы венчают весь костюм, и прическа должна служить лишь фоном для них (рис. 108). Если же фата не используется, то все равно прическа должна быть довольно традиционной (не остромодной) и при всей своей нарядности вызывать ощущение скромности (прическа девушки), поэтому острохарактерные формы неприемлемы.

При создании нарядной прически, для которой характерна

высокохудожественная многоэлементная форма, безукоризненная чистота проработки поверхности и элементов декора, строгая фиксация деталей на определенных местах, следует особенно соблюдать все законы и правила композиции, следить за уравновешенностью композиции, единством стилевого решения, характера всех элементов формы и ее образной выразительности.

 

 

 

 

 

 

Рис. 108. Свадебные прически

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65