Звукооператор будет следовать за вами, как тень, по пи в коем случае не
делайте ничего, что не оговорено па репетиции: не поворачивайте головы,
не наклоняйте ее, не кивайте в стороны — допустим, чтобы показать что-то
па карте. Не согласовав до передачи со звукооператором, этого делать
нельзя.
Не забывайте, что область действия микрофона аналогична световому пучку.
Ваш голос должен но мере возможности идти к микрофону, как луч. Как только вы отклонитесь от
направления «своего луча», вас будет плохо слышно. ручной микрофон.
Не держите этот микрофон слишком близко у рта — сохраняйте расстояние
примерно в тридцать сантиметров. При интервью, когда вы задаете вопрос,
приближайте микрофон к себе; когда слушаете ответ, поворачивайте его к
собеседнику.
Если интервью ведется сразу с несколькими собеседниками в толпе или в
аудитории, не забывайте поворачивать к себе микрофон всякий раз, когда
задаете вопрос. Хотя эти микрофоны ненаправленные, большое различие в их
положении по отношению к вам и к интервьюируемому ухудшит звучание
голосов
Во время «живой» передачи не жестикулируйте: микрофон в этом случае
будет болтаться во всех направлениях, разыгрывая самые невероятные шутки
с вашим голосом.
Если у вас есть текст, держите его в свободной руке, чтобы шуршание
бумаги не доходило до чувствительного микрофона.
Держите микрофон спокойно, не постукивайте пальцами по его корпусу.
Не запутайтесь в шнуре! На репетиции отработайте движения, чтобы
избежать неразберихи во время передачи.
Шейный микрофон.
Его и прятать можно, но не в ущерб качеству звука. Обычно такой микрофон
носят под галстуком или под рубашкой при условии, что они не шелковые и
не замшевые (шелк и замша дадут потрескивание). Не прячьте микрофон в
складки одежды — создается впечатление, будто вы говорите из-под одеяла,
монотонно и глухо.
Если вам нужно повернуть голову, старайтесь, чтобы в том же направлении
поворачивались и плечи, иначе вы будете говорить мимо микрофона.
Пожалуйста, избегайте ошибки, которую однажды допустил я во время
спортивного репортажа. Я был сильно простужен. Закашлявшись, я извинился
и похлопал себя по груди, совершенно забыв, что стучу по микрофону.
Звукооператор сказал мне потом, что зрители, должно быть, приняли меня
за умирающего.
Стоящий микрофон.
Эти микрофоны — фиксированные и не могут следовать за вами; поэтому
старайтесь во что бы то ни стало соблюдать между собой и микрофоном
постоянную дистанцию, то есть ту, которую вы определили во время пробы
по просьбе звукорежиссера _
Если вы сидите за столом или за пультом, не качайтесь то вперед, то
назад — вы нарушите уровень звучания голоса (и, кроме того, чрезвычайно
затрудните работу телеоператоров).
Висячий микрофон.
Возможно, звукооператор повесит микрофон над вами и немного перед вами,
полагая, что ваше положение на передаче будет такое же, как и во время
репетиции. Если вы сильно наклонитесь вперед, покажется, что микрофон
висит над вами. Это плохо: ведь звуки идут изо рта, а не из макушки.
Точно так же, когда вы говорите, не слишком поворачивайте голову вправо
или влево,— вы снова будете говорить мимо микрофона.
Избегайте взрывных звуков «п» и «б», они могут «бить» по микрофону.
Читая об обязанностях звукорежиссера и звукооператоров, вы поймете, что
возможности плодотворного сотрудничества между ними и вами неисчерпаемы.
И это не удивительно. В конце концов, звукорежиссер и вы исключительно
заинтересованы в результатах речевого общения.