Помимо тех, с кем вы вступаете в непосредственный контакт, на студии
есть и многие другие, о работе которых вы должны по крайней мере знать.
Это люди, занимающиеся технической стороной дела, и среди них —
оператор, бригадир осветителей и звукорежиссер
Оператор
Работа телеоператора, как и работа помрежа, может быть шагом на пути к
режиссерскому делу. Некоторые наши лучшие телережиссеры накопили весьма
ценный опыт как телеоператоры.
Оператор общается с режиссером так же, как и помощник режиссера; у него
есть наушники — часть внутренней системы двусторонней связи. Он получает
указания, непосредственно направленные ему, а слышит все переговоры,
представляя себе таким образом широкую картину производственного
процесса.
Оператор телестудии должен быть физически крепким. Нелегко
манипулировать тяжелой камерой, установленной на подвижном штативе;
время от времени ее надо быстро передвигать. Оператору необходимы
большая вы-
иосливость, быстрая реакция и, кроме того, хорошее зрение. Зрение
оператора может с годами ослабеть, как и электронное оборудование на
студии,— он постоянно напрягает глаза, всматриваясь в видоискатель.
Некоторые сведения о камере, знание ее характеристик и возможностей
помогут диктору лучше выполнять свою работу.
Диктор, например, должен знать, что качество изображения ухудшится, если
в его одежде слишком велика контрастность между черным и белым.
Белоснежная рубашка и черный вельветовый пиджак вряд ли обрадуют тех,
кто ответствен за итоговое качества изображения. Они знают, что
изображение лучше при плавном переходе от одного оттенка к другому:
скажем, серо-голубая светлая рубашка, мягкого цвета пиджак и галстук
чуть потемнее.
Что может делать камера
Как движется оператор, работая с камерой? Он может установить камеру на
стационарный треножник, а кроме того — зафиксировать ее на подвижном
штативе и передвигать вперед или назад (наезд — отъезд). Он может
передвинуть камеру налево или направо (проезд). Он может опустить
объектив камеры вниз или поднять его вверх (нижний или верхний ракурс);
может повернуть ее на любой угол справа налево и наоборот (панорама).
Кроме того, он может поднять камеру на кран и смотреть на объект сверху.
Объективы
Для обычной студийной работы на вращающейся турели устанавливаются три
или четыре объектива. Длиннофокусный— для крупных планов, одни или два —
для обычных средних и один широкоугольник, чтобы снимать «широкие»
планы, о чем и говорит его название.
Используется и другая оптика, н частности, для внестудийных передач. У
таких объективов более узкий угол, чем у тех, что применяются в студии.
Объективы различаются по фокусному расстоянию, которое определяют в
миллиметрах или дюймах. У объективов с более коротким фокусным
расстоянием — более широкий угол при охвате изображения.
Фокус при сменных объективах оператор находит вручную с помощью рукоятки
или вращающегося устройства па боковой стенке камеры.
Время от времени вы будете видеть, как оператор что-то подправляет на
объективах. Он поправляет диафрагму, чтобы привести ее в соответствие с
той силой света, которая попадает в объектив камеры, что в гною очередь
влияет на глубину резкости.
Глубина резкости важна для вас как для диктора. Если глубина резкости
большая, вы можете смело и быстро передвигаться в пределах какого-то
пространства и делать жесты в сторону камеры, не боясь, что окажетесь
вне фокуса. Если же глубина резкости невелика — помните, что оператор
должен навести на резкость, чтобы изображение было в фокусе. В этом
случае ваши движения должны быть соответственно более плавными.
Чем короче фокусное расстояние объектива, тем больше глубина резкости.
Точно так же — чем дальше от вас находится камера, тем глубина резкости
больше.
Общие планы, показываемые с помощью широкоуголь- ника, имеют приемлемую
глубину резкости, в то время как у крупных планов, снимаемых как
длиннофокусной оптикой, так и с небольшого расстояния, меньшая глубина
резкости.
В практике телевидения, как правило, приходится иметь дело с малой
глубиной резкости. Это означает, что внимание концентрируется на главной
фигуре в кадре, в то время как менее важные и отвлекающие детали на
заднем плане расплывчаты.
Теперь на телевидении все чаще применяется объектив с переменным
фокусным расстоянием (трансфокатор), благодаря которому, не прерывая
показа действия, можно легко менять угол зрения, то есть наезжать до
крупного плана и, наоборот, отъезжать до очень общего, практически— с
любой скоростью и не сбивая резкости. С помощью трансфокатора можно
сделать плавный переход, как бы используя всевозможные объективы — от
длиннофокусного до короткофокусного. При этом создается ощущение, что
камера все больше и больше приближается к диктору, хотя на самом деле
она неподвижна. Когда оператор (с помощью трансфокатора) делает
оптический «отъезд», возникает обратная иллюзия. На протяжении всей этой
операции резкость изображения будет неизменной, и оператор может держать
в фокусе диктора или любого другого человека, не заботясь о поправке на
фокусное расстояние. Если бы он вместо этого передвинул камеру, ему
пришлось бы вновь устанавливать наводку на резкость.
Таково различие между применением трансфокатора и перемещением камеры
назад и вперед по отношению к объекту. Существуют и другие. Съемка с
помощью трансфокатора не влияет на перспективу изображения. Во время
такой съемки все объекты в кадре не изменяют своих размеров по отношению
друг к другу. Однако при перемещении камеры объекты, находящиеся ближе к
ней, становятся больше по отношению к тем, что расположены дальше. Вот
почему, когда оператор, используя трансфокатор, делает отъезд, у вас
иногда создается впечатление, что люди, находящиеся на заднем плане,
больше тех, которые сидят впереди.
При съемке трансфокатором меняется и глубина резкости. Когда объектив
охватывает общий план, все объекты могут быть в фокусе. Но как только
оператор делает трансфокаторный наезд и укрупняет план, остальные
объекты становятся все менее и менее резкими. Эффект этот подобен тому,
который наблюдается при перемещении камеры во время съемки, но обычно
менее заметен из-за изменений перспективы.
Положение камеры по отношению к вам, диктору, зависит главным образом от
используемых объективов. Предположим, пас показывают короткофокусным
широкоугольным объективом. В этом случае оператор должен вплотную
приблизиться к вам, чтобы показать вас крупно во весь экран.
Эффект может быть весьма нежелательным, потому что он ведет к искажению
лица — ваш нос окажется чрезмерно большим, а уши неестественно
маленькими. Если вы сделаете жест в сторону камеры, ваша рука будет не
меньше, чем у боксера-тяжеловеса.
Кроме того, работа с короткофокусной оптикой может осложнить ведение
интервью. Человеку, с которым вы беседуете впервые в студии, возможно,
будет не по себе при виде огромной незнакомой машины, которая таращит
стеклянные глаза в пяти-шести сантиметрах от его лица Вот почему людей
обычно снимают крупным планом при помощи длиннофокусной оптика или
трансфокатора. При этом камера находится достаточно далеко.