ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ТЕЛЕСТУДИИ

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56 

 

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ТЕЛЕСТУДИИ


Помимо тех, с кем вы вступаете в непосредственный контакт, на студии есть и многие другие, о работе которых вы должны по крайней мере знать. Это люди, занимающиеся технической стороной дела, и среди них — оператор, бригадир осветителей и звукорежиссер



Оператор


Работа телеоператора, как и работа помрежа, может быть шагом на пути к режиссерскому делу. Некоторые наши лучшие телережиссеры накопили весьма ценный опыт как телеоператоры.
Оператор общается с режиссером так же, как и помощник режиссера; у него есть наушники — часть внутренней системы двусторонней связи. Он получает указания, непосредственно направленные ему, а слышит все переговоры, представляя себе таким образом широкую картину производственного процесса.
Оператор телестудии должен быть физически крепким. Нелегко манипулировать тяжелой камерой, установленной на подвижном штативе; время от времени ее надо быстро передвигать. Оператору необходимы большая вы-
иосливость, быстрая реакция и, кроме того, хорошее зрение. Зрение оператора может с годами ослабеть, как и электронное оборудование на студии,— он постоянно напрягает глаза, всматриваясь в видоискатель.
Некоторые сведения о камере, знание ее характеристик и возможностей помогут диктору лучше выполнять свою работу.
Диктор, например, должен знать, что качество изображения ухудшится, если в его одежде слишком велика контрастность между черным и белым. Белоснежная рубашка и черный вельветовый пиджак вряд ли обрадуют тех, кто ответствен за итоговое качества изображения. Они знают, что изображение лучше при плавном переходе от одного оттенка к другому: скажем, серо-голубая светлая рубашка, мягкого цвета пиджак и галстук чуть потемнее.


Что может делать камера


Как движется оператор, работая с камерой? Он может установить камеру на стационарный треножник, а кроме того — зафиксировать ее на подвижном штативе и передвигать вперед или назад (наезд — отъезд). Он может передвинуть камеру налево или направо (проезд). Он может опустить объектив камеры вниз или поднять его вверх (нижний или верхний ракурс); может повернуть ее на любой угол справа налево и наоборот (панорама). Кроме того, он может поднять камеру на кран и смотреть на объект сверху.


Объективы


Для обычной студийной работы на вращающейся турели устанавливаются три или четыре объектива. Длиннофокусный— для крупных планов, одни или два — для обычных средних и один широкоугольник, чтобы снимать «широкие» планы, о чем и говорит его название.
Используется и другая оптика, н частности, для внестудийных передач. У таких объективов более узкий угол, чем у тех, что применяются в студии.
Объективы различаются по фокусному расстоянию, которое определяют в миллиметрах или дюймах. У объективов с более коротким фокусным расстоянием — более широкий угол при охвате изображения.
Фокус при сменных объективах оператор находит вручную с помощью рукоятки или вращающегося устройства па боковой стенке камеры.
Время от времени вы будете видеть, как оператор что-то подправляет на объективах. Он поправляет диафрагму, чтобы привести ее в соответствие с той силой света, которая попадает в объектив камеры, что в гною очередь влияет на глубину резкости.
Глубина резкости важна для вас как для диктора. Если глубина резкости большая, вы можете смело и быстро передвигаться в пределах какого-то пространства и делать жесты в сторону камеры, не боясь, что окажетесь вне фокуса. Если же глубина резкости невелика — помните, что оператор должен навести на резкость, чтобы изображение было в фокусе. В этом случае ваши движения должны быть соответственно более плавными.
Чем короче фокусное расстояние объектива, тем больше глубина резкости. Точно так же — чем дальше от вас находится камера, тем глубина резкости больше.
Общие планы, показываемые с помощью широкоуголь- ника, имеют приемлемую глубину резкости, в то время как у крупных планов, снимаемых как длиннофокусной оптикой, так и с небольшого расстояния, меньшая глубина резкости.
В практике телевидения, как правило, приходится иметь дело с малой глубиной резкости. Это означает, что внимание концентрируется на главной фигуре в кадре, в то время как менее важные и отвлекающие детали на заднем плане расплывчаты.
Теперь на телевидении все чаще применяется объектив с переменным фокусным расстоянием (трансфокатор), благодаря которому, не прерывая показа действия, можно легко менять угол зрения, то есть наезжать до крупного плана и, наоборот, отъезжать до очень общего, практически— с любой скоростью и не сбивая резкости. С помощью трансфокатора можно сделать плавный переход, как бы используя всевозможные объективы — от длиннофокусного до короткофокусного. При этом создается ощущение, что камера все больше и больше приближается к диктору, хотя на самом деле она неподвижна. Когда оператор (с помощью трансфокатора) делает оптический «отъезд», возникает обратная иллюзия. На протяжении всей этой операции резкость изображения будет неизменной, и оператор может держать в фокусе диктора или любого другого человека, не заботясь о поправке на фокусное расстояние. Если бы он вместо этого передвинул камеру, ему пришлось бы вновь устанавливать наводку на резкость.
Таково различие между применением трансфокатора и перемещением камеры назад и вперед по отношению к объекту. Существуют и другие. Съемка с помощью трансфокатора не влияет на перспективу изображения. Во время такой съемки все объекты в кадре не изменяют своих размеров по отношению друг к другу. Однако при перемещении камеры объекты, находящиеся ближе к ней, становятся больше по отношению к тем, что расположены дальше. Вот почему, когда оператор, используя трансфокатор, делает отъезд, у вас иногда создается впечатление, что люди, находящиеся на заднем плане, больше тех, которые сидят впереди.
При съемке трансфокатором меняется и глубина резкости. Когда объектив охватывает общий план, все объекты могут быть в фокусе. Но как только оператор делает трансфокаторный наезд и укрупняет план, остальные объекты становятся все менее и менее резкими. Эффект этот подобен тому, который наблюдается при перемещении камеры во время съемки, но обычно менее заметен из-за изменений перспективы.
Положение камеры по отношению к вам, диктору, зависит главным образом от используемых объективов. Предположим, пас показывают короткофокусным широкоугольным объективом. В этом случае оператор должен вплотную приблизиться к вам, чтобы показать вас крупно во весь экран.
Эффект может быть весьма нежелательным, потому что он ведет к искажению лица — ваш нос окажется чрезмерно большим, а уши неестественно маленькими. Если вы сделаете жест в сторону камеры, ваша рука будет не меньше, чем у боксера-тяжеловеса.
Кроме того, работа с короткофокусной оптикой может осложнить ведение интервью. Человеку, с которым вы беседуете впервые в студии, возможно, будет не по себе при виде огромной незнакомой машины, которая таращит стеклянные глаза в пяти-шести сантиметрах от его лица Вот почему людей обычно снимают крупным планом при помощи длиннофокусной оптика или трансфокатора. При этом камера находится достаточно далеко.