Телесуфлер на каморе

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56 

 

 

 

Телесуфлер на каморе


Иногда оператору приходится идти на компромисс, потому что выступающий плохо видит. Если телесуфлер установлен на камере, оператор не может снимать говоряшего, используя длиннофокусную оптику. Он должен придвинуть камеру на такое расстояние, чтобы человеку было удобно читать. Расстояние от камеры до камеры вы должны оговорить с оператором во время репетиции. Согласовать с оператором надо и многое другое. Возможно, потребуется, чтобы камеру, показывающую вас, повернули в процессе передачи для съемки титра или фотографии. Тогда текст на телесуфлере исчезнет из поля вашего зрения. Если вы в это время ведете закадровый комментарий, чередующийся с появлениями в кадре, вы можете запутаться при переходе от телесуфлера к листочкам с текстом, если смена происходит очень часто. Вы собьетесь с ритма или совсем растеряетесь.
Гораздо лучше, чтобы текст целиком читался с телесуфлера. Для этого договоритесь с помощником режиссера и с оператором, чтобы пюпитр с титрами поместили рядом с вами, как можно ближе. При этом угол поворота камеры будет незначительным. Вы сможете читать текст с телесуфлера при переходе за кадр. Это поможет избежать неуместных пауз.


Компоновка кадра

Выяснить у оператора, как он собирается показывать вас в разные моменты, лучше всего на репетиции. Иногда теряются самые красноречивые жесты только потому, что зритель их не видит. Нет смысла держать предмет на уровне груди, когда оператор снимает крупным планом ваше лицо и плечи. Если вы спросите его, он покажет вам, Докуда вас видно, приложив руки к своей груди, к коленям или к талии.
Однако вы можете помочь оператору во время репетиции, когда он отыскивает план Естественно, он заинтересован в том, чтобы композиция кадра была как можно лучше. Но малоопытные тележурналисты зачастую мешают себе, передвигаясь с места на место. Когда оператор смотрит в видоискатель и пытается скомпоновать кадр, у не- -го ничего не выйдет, если фигура в рамке кадра вертится, покачивается и даже исчезает.
Сидите спокойно, когда устанавливается кадр Даже незначительное движение {скажем, вы слегка наклонились и сразу выпрямились) может совершенно разрушить композицию. И, конечно, ваши позы во время передачи должны быть идентичны позам на репетиции и повторяться в гой же последовательности. Таким образом, они будут соответствовать найденным во время репетиции кадрам. Во время передачи оператор может обращаться к вам за помощью, протягивая руку в вашу сторону. Затем он плавно поведет рукой направо или налево. Это означает, что он просит вас сдвинуться в указанном направлении, чтобы улучшить композицию кадра или вывести из поля зрения камеры световую тень. Когда вы займете нужное положение, он, как обычно, подаст вам сигнал большим пальцем.


Красный «глазок» камеры



Как мы знаем, помощник режиссера сообщает вам, когда надо начинать. Кроме того, к вашим услугам сигнал световой — красная лампочка, обычно расположенная либо в верхней части камеры, либо рядом с объективом. Она вспыхивает и горит все время, пока изображение от этой камеры идет в эфир. Очень легко выработать привычку полагаться только на красный «глазок». Но есть и опасность — иногда лампочка лопается. Тогда камера кажется холодной и мертвой. В таких случаях вы должны перебороть привычку и ориентироваться только на помрежа, который покажет вам, что камера работает, хотя ее глазок и погас.
Иногда приспособление с автоматическим подсказчиком, установленное на фронтальной стороне камеры, может закрыть сигнальный огонек. Всегда настаивайте на том, чтобы выходной монитор был поставлен как можно ближе к вам.
Итак, можно тремя способами определить, что вы — в эфире:
1) по сигналу помощника режиссера;
2) по сигналыной лампочке камеры;
3) по выходному монитору.






Положение работающего объектива



Всегда просите оператора, чтобы он указал положение объектива, который работает в данный момент, если вы не уверены, где он находится. В разных типах камер работающие объективы занимают разное положение. Нет ничего хуже, чем оказаться вне поля зрения камеры. В чужой студии, оснащенной камерами незнакомого вам типа, вам надо отказаться от определенных привычек.


Бригадир осветителей




В отличие от других уже упомянутых работников студии о нем вы можете и пе знать, пока он не займется последней стадией установки света во время репетиции. Большую часть своей подготовительной работы он осуществляет до прихода исполнителей в студию.
Он присутствует на производственной летучке (ее проводит продюсер или режиссер программы, и в ней принимают участие руководители других подразделений). Когда разработан общий план, охватывающий все стороны технического обеспечения предстоящей программы, бригадир уходит, чтобы разработать план освещения — простой или чрезвычайно сложный, в зависимости от характера передачи.
В телевизионном производстве — три основных вида освещения:
1) передний;
2) фоновый;
3) заполняющий.
Источник телевизионного освещения — лампы, которые излучают либо жесткий, либо мягкий свет.
Жесткий свет излучают лампы с зеркальным рефлектором и линзами. Такой прибор предназначен для того, чтобы создавать постоянный уровень направленного света в виде луча в пределах какого-то определенного пространства.
Мягкий свет дают приборы с матовым отражателем и экранированным источником света. Цель этого прибора — излучать рассеянный свет, который создает минимальную тень.
Передний свет и фоновый — обычно жесткие. Заполняющий свет — всегда мягкий.


Основное освещение


Эго - направленный сие г, лучи которого идут на диктора н выше его, Обычно он направляется под углом в 23°. Он позволяет выявить по усмотрению оператора отдельные части лица.
Очевидно, что без светя камера не может дать изображение, но качество и характер этого изображения в большой степени зависят от вида применяемого в студии освещения и уровня освещенности (интенсивности этого света). Интенсивность света на всех приборах зависит от основного света При нормальном студийном освещении интенсивность основного света примерно в четыре раза превышает интенсивность освещенности в обычной жилой комнате.
Нештатные дикторы иногда до передачи «испытывают» основной свет. Иными словами, они пристально смотрят наверх, на панель осветительных приборов, отыскивая основной свет, и по интенсивности его определяют, что они находятся в пределах светового пучка.
На самом же деле все тщательно отработано бригадиром осветителей, который прекрасно знает после летучки, какие части студии должны быть освещены. Вы часто видите, как он передвигается с места на место во время репетиции и измеряет свет люксметром, чтобы все приборы давали нужную интенсивность.


Эксперимент


Вы можете продемонстрировать самому себе основные принципы студийного освещения. Как-нибудь в сумерках возьмите, скажем, спичечный коробок и зажгите над ним огонек поближе к одной из сторон. Вы заметите, что размеры коробка во всех трех измерениях увеличатся. Вполне естественно, что с другой стороны era--полная тень.
Однако, если вы приблизите коробок к окну и подставите под гаснущий дневной свет, повторяя тот же опыт, вы увидите, что, хотя огонек по-прежнему освещает одну сторону коробка, тень на другой стороне не так темна, потому что из окна идет рассеянный свет.
Именно так — для снижения контраста между светлыми и темными частями объекта—используется па телевидении заполняющий свет. Огонек аналогичен основному свету, Направленному непосредственно на вас; свет от окна— это рассеянный свет, смягчающий тени.
Второй огонек, помещенный позади и выше коробка, эквивалентен фоновому свету в студни. Он нужен для подсветки головы и плеч. Кроме того, он отделяет вас от фона.