ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ПОХОД АНГЛО-НОВОЗЕЛАНДСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (1956—1958)

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Глава 31 ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ПОХОД АНГЛО-НОВОЗЕЛАНДСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (1956—1958)

База старта — Шеклтон, база финиша — Скотт


В конце 1956 — начале 1957 года ледокольное судно «Маг-га Дан» доставило экспедицию Вивиена Фукса на станцию Шеклтон.

«Магга Дан» подошла к станции Халли-Бей одновременно с судном «Тоттан». 12 января 1957 года Фукс с Халли-Бей вы-

летел на самолете на станцию Шеклтон, на следующий день сюда прибыла «Магга Дан».

Разгрузка корабля прошла благополучно. Фуксу помогали зимовщики, сменившиеся на станции Халли-Бей. Они изъявили желание возвратиться на родину на борту «Магга Дан». Корабль покинул рейд станции Шеклтон 25 января 1957 года. На ледяном барьере осталось 16 человек.

Вторая часть экспедиции под руководством Эдмунда Хиллари 3 января 1957 года прибыла на судне «Индевр» в пролив Мак-Мёрдо. Новозеландская группа должна была с этого конца Антарктиды найти путь на плато и создать базы горючего для основной партии Фукса на последнем участке пути между Южным полюсом и Мак-Мёрдо.

В предыдущем году Хиллари с двумя товарищами плавал на «Тероне», где и был разработан окончательный план трансконтинентального похода. Тогда же три новозеландца участвовали в американской экспедиции Дипфриз I, чтобы подыскать подходящее место для новозеландской базы в проливе Мак-Мёрдо.

Хиллари готовился к экспедиции основательно. Южной зимой его группа проводила тренировку по вождению тракторов по рыхлому снегу на леднике Тасмана в Новой Зеландии. Летчики садились на ледник с грузом на высоте 2000 метров над уровнем моря, при этом был разбит один самолет. В эту же партию была включена самостоятельная группа новозеландских ученых для выполнения исследований по программе МГГ. Всего новозеландская партия включала 23 человека.

Место для строительства базы было выбрано на мысе Прам. Здесь новозеландцы быстро собрали шесть больших и два маленьких домика. База получила название станции Скотт.

Одновременно со строительством станции начались разведочные полеты и походы. Для походов были доставлены 60 собак. Их привезли на борту «Киста Дан» со станции Моусон в Австралию, а оттуда на самолете доставили в Новую Зеландию к времени отхода «Индевра».

За летний сезон партия Хиллари поднялась на собаках по леднику Скелтон на плато. Летчики на самолете «Бивер» создали два склада с продовольствием и топливом — один у подножия ледника, второй на плато.

22 февраля 1957 года «Индевр» отплыл в Новую Зеландию. В конце февраля люди и собаки, находившиеся в походах, были доставлены самолетом на базу.

В апреле, в полярную ночь, новозеландцы на четырех собачьих упряжках съездили к старому домику Скотта на мысе Эванс.

«Вокруг дома разбросаны скелеты тюленей. Пол был заполнен льдом и мусором, — пишет Хиллари. — Очевидно, все по-
следующие партии, зимовавшие в доме, не заботились о его сохранности».

Позднее, в январе 1958 года, команда «Индевра» очистила домик Скотта на мысе Эванс и привела его в порядок.

Вспомогательная база Южный лед

 

На базе Шеклтона партия Фукса построила дом, склады и мастерскую. За хребтом Шеклтона в 400 километрах к югу от основной станции была создана вспомогательная база. Самолеты перебросили туда детали сборного домика, радиостанцию, про-довольствие, горючее для отопления и трех человек во главе с гляциологом Листером. Листер зимовал до этого на ледниковом куполе Гренландии. Там станция называлась Северный лед. Станцию на антарктическом куполе Листер назвал Южный лед (Саут-Айс).

Зимой, в полярную ночь, на станции Шеклтон велись регулярные аэрометеорологические наблюдения. Все неустанно трудились над подготовкой предстоящего похода. Нередко устойчивый южный ветер отгонял плавучий лед моря Уэдделла к северу, и в пределах видимости была чистая вода. Но как только стихал ветер, море замерзало. На станции Южный лед велись метеорологические и гляциологические наблюдения.



8 октября 1957 года был совершен первый весеннии полет самолета на Южный лед.

В этот же день из Шеклтона вышла наземная партия на четырех вездеходах. Она должна была проложить путь на Южный лед и доставить туда запас горючего для предстоящего похода.

Затем самолет перебросил к хребту Шеклтона геологов и три упряжки собак для обследования недавно открытого горного района и отыскания пути для санно-тракторного поезда.

Первый поход на Южный лед проходил в чрезвычайно тяжелых условиях. Расстояние от станции Шеклтон по прямой было 400 километров. Но, чтобы обойти зоны трещин, приходилось так много делать зигзагов, что путь растянулся на 600 километров. Только 13 ноября вспомогательный поезд прибыл на Южный лед. Отсюда участники похода на самолете вернулись к станции Шеклтон.

Шеклтон — Южный полюс

 

 

Основной поход начался 24 ноября 1957 года. В нем участвовали три вездехода «Сноу-Кэт», два вездехода «Уизл» и трактор. Соседей прибыли проводить аргентинцы со станции Генерал Бельграно. На Шеклтоне пока оставались летчики.

 

Хотя путь уже был проложен, но проходил он все же в трудных условиях. Солнечные лучи за это время сильно ослабили снежные мосты над трещинами. Вездеходы часто проваливались, и их приходилось вытаскивать из трещин при помощи специальных лестниц. Ломались траки и выходили из строя моторы. Запасные части доставлял самолет.

21 декабря путешественники прибыли на станцию Южный лед. 25 декабря поезд отправился далее — к Южному полюсу. Разведку пути вели две собачьи упряжки, шедшие впереди.

27 декабря со станции Шеклтон вылетели на самолете «Бивер» английские летчики. Станция опустела. Она выполнила свое значение исходной базы и была покинута. Летчики совершили посадку на станции Южный лед и отсюда стартовали в трансконтинентальный полет. Самолет пролетел над поездом и последовал дальше к полюсу. Вскоре он попал в низкую густую облачность. Летчики вынуждены были повернуть обратно. Через семь часов они совершили посадку у заброшенной станции Южный лед. Сюда со станции Элсуэрт американцы на своем самолете доставили горючее. 6 января английские летчики благополучно завершили свой перелет на базу Скотт, пробыв в воздухе 11 часов.

Тем временем партия Хиллари, отправившаяся со станции Скотт на вездеходах и собачьих упряжках, поднялась по леднику Скелтон на плато и также пошла по направлению к Южному полюсу. Наземные операции поддерживались самолетами. На пути новозеландцы создавали базы горючего и продовольствия. Кроме того, геологи и геодезисты на собачьих упряжках совершили самостоятельные походы к горам Земли Виктории. Их также поддерживали самолеты, снабжая продовольствием.

При планировании работ предполагалось, что трансконтинентальный поезд Фукса встретится с партией Хиллари где-то на пути между Южным полюсом и Мак-Мёрдо,

На самом деле у партии Хиллари дела шли настолько успешно, что в то время, когда Фукс только начинал свой основной поход, Хиллари уже почти добрался до Южного полюса. 4 января 1958 года его партия прибыла на полюс, на американскую станцию Амундсен-Скотт. Таким образом, после Амундсена и Скотта Хиллари был третьим, совершившим наземный переход к полюсу со стороны моря Росса.

С Южного полюса Хиллари послал Фуксу телеграмму, в которой советовал ввиду позднего времени дойти только до полюса, оставить здесь поезд, вылететь на американском самолете на базу Скотт, перезимовать там, затем с помощью американцев вернуться на полюс и в следующий сезон завершить трансконтинентальный поход.

Фукс отверг это предложение, предоставив Хиллари свободу действий.
 

 

Обмен телеграммами между Фуксом и Хиллари стал достоянием корреспондентов, которые не преминули преподнести его в сенсационном духе, как конфликт.

Через несколько дней Хиллари на американском самолете вылетел на базу Скотт, где предпринял меры для увеличения горючего на созданных его партией складах.

Партия Фукса продолжала двигаться к полюсу, производя попутные наблюдения над поверхностью снега и определяя мощность льда. В пути выходили из строя машины; их бросали одну за другой.

17 января 1958 года над остановившимися на отдых английскими исследователями на 88° 45х южной широты пролетел американский самолет, на борту которого находились Дюфек, Хиллари и девять репортеров.

20 января поезд прибыл на Южный полюс. Англичан здесь встретили Дюфек, Хиллари, многочисленный штат корреспондентов и персонал станции. С полюса собаки были отправлены на базу Скотт самолетом, так как они тормозили скорость продвижения поезда. Хиллари улетел с Дюфеком в Мак-Мёрдо

Южный полюс — Скотт

 

24 января 1958 года поезд Фукса вышел с полюса к базе Скотт.

Примерно в середине пути, между полюсом и базой Скотт, самолет доставил к поезду Хиллари. Отсюда Хиллари вел путешественников по знакомому пути. 2 марта трансконтинентальный поход был закончен. Поезд прибыл на базу Скотт. Переход длился 99 дней. Самым интересным результатом этого путешествия были измерения толщины льда. До полюса толщина льда определялась примерно через 50 километров, а после полюса — через 80—120 километров. Определения были прекращены перед спуском с ледника Скелтон. Толщина льда в среднем на маршруте равнялась 1800 метрам, но бывали и значительные отклонения. Например, в 150 километрах не доходя Южного полюса коренное ложе находилось на глубине 610 метров от поверхности ледника. Рельеф коренного ложа оказался неровным, но всюду на всем маршруте он лежит выше уровня моря, за исключением начального участка — под шельфовым ледником Фильхнера.

В проливе Мак-Мёрдо участников экспедиции ждал «Индевр», который и доставил их в Веллингтон. В Англии Фукса и его товарищей встретили с триумфом.

К покинутой базе Шеклтон в январе 1958 года пришел «Тот-тан». Ценное оборудование, приборы были демонтированы и переданы на станцию Халли-Бей.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..