НАЧАЛО МЕЖДУНАРОДНОГО ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ГОДА (1957)

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

 

Глава 29 НАЧАЛО МЕЖДУНАРОДНОГО ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ГОДА (1957)


Международный геофизический год официально начался


1 июля 1957 года. Но задолго до этого в Антарктиде были созданы береговые и внутриконтинентальные станции, на которых производились многие научные наблюдения, предусмотренные программой МГГ.

Четыре станции Советского Союза
 

Советский Союз к этому времени развернул стационарные наблюдения на четырех станциях: Мирный, Пионерская, Оазис, Восток-I. На станции Пионерской с момента ее организации велись метеорологические и актинометрические наблюдения, а также некоторые наблюдения за снежным покровом.

Перед началом МГГ на Пионерской было решено организовать наблюдения над магнитным полем земли. Суровой зимой группа магнитологов, доставленная из Мирного самолетом, и состав станции Пионерской во главе с С. А. Павловым вырыли длинный подснежный коридор от основного помещения станции. Плотный снег пришлось выпиливать пилой, рубить топором, а потом через лаз в крыше вытаскивать снежные кирпичи наружу. В конце коридора были сооружены два немагнитных домика; в одном была установлена автоматическая ионосферная станция, в другом — приборы для абсолютных определений составляющих геомагнитного поля.

Перед началом МГГ значительно была расширена станция Оазис. Кроме дополнительных жилых помещений здесь были по-

 

строены сейсмический, аэрологический, магнитный павильоны, лаборатория земных токов, установлена камера для съемки полярных сияний и оборудована фотолаборатория.

Весьма обширным был комплекс наблюдений в Мирном как в области аэрометеорологии, так и по геофизике. Уже с 1 февраля 1957 года аэрометеорологи перешли с двухразового на четырехразовое температурно-ветровое зондирование атмосферы,

Для облегчения и надежности выпуска радиозондов в зимние месяцы, когда непрерывно дует штормовой ветер, была построена специальная вышка с балконом наверху, высотой над поверхностью 11 метров.

Ежедневна в Мирном составлялась синоптическая карта южного полушария. Сбор радиосводок осуществлялся радиоцентром Мирного.

В период МГГ Литл-Америка являлась международным центром погоды в Антарктиде, для которого сводки погоды должен был собирать радиоцентр в Мак-Мёрдо. Между Мак-Мёрдо и Литл-Америкой американцы установили радиотелетайпную связь* Однако связь радиоцентра Мак-Мёрдо со станциями, находящимися в Восточной Антарктиде, была неудовлетворительной. Радиоцентр Мирного регулярно принимал сводки погоды со многих станций Восточной Антарктиды (Моусон, Кергелен, Дюмон-Дюрвиль, Снова и другие) и через свою мощную передающую станцию трижды в сутки передавал их в Мак-Мёрдо. Кроме того, из Мирного в Мак-Мёрдо, а затем и в Литл-Аме-рику передавались основные данные погоды, принимаемые из Южной Америки, Новой Зеландии и Австралии.

В Мирном составлялись ежедневные прогнозы погоды для внутриконтинентальных поездов и самолетов. Для анализа и прогноза погоды использовались все возможные сведения о погоде, в том числе данные по высотному зондированию.

Станции других стран
 

Обширный комплекс наблюдений в период МГГ производился на австралийской станции Моусон, где осталось на зимовку

22 научных работника под руководством К. Мазера. В начале 1957 года австралийцы создали еще одну небольшую станцию в оазисе Вестфолл, которая была названа именем капитана Дейвиса. На станции Дейвис в 1957 году осталось на зимовку пять человек.

Станция МГГ была также создана норвежскими учеными в самой западной части Земли Королевы Мод.

Аргентина организовала наблюдения по программе МГГ на берегу моря Уэдделла на станции Генерал Бельграно, а также в районе Земли Грейама на станциях Сан-Мартин и Эсперанса.

 

 

Чилийская республика имела к началу МГГ шесть станций на западном берегу Земли Грейама и прилегающих островах. Персонал этих станций также работал в соответствии с программой МГГ.

Южно-Африканский Союз, участвуя в работах по антарктической программе, продолжал наблюдения лишь на станции острова Марион. Ранее южноафриканцы объявили, что они в период МГГ создадут станцию на острове Буве. К этому острову еще в начале 1956 года для подыскания мест высадки и создания станции ходил южно-африканский военный корабль. Но участники экспедиции пришли к заключению, что высадка на этот остров затруднена, а создание станции опасно, так как ураганные ветры смогут сдуть любое строение.

Из 12 стран, участниц антарктических исследований, Бельгия была единственной страной, которая не успела к началу МГГ создать запланированную антарктическую станцию. Эта станция вошла в строй в начале 1958 года.

Первая зима МГГ

 

 

Тяжела жизнь людей в бесконечную антарктическую зиму. На побережье почти непрерывно дуют штормовые ветры, бушуют пурги. Нередки и ураганы, особенно в середине зимы — в июле и августе.

В Мирном, Оазисе, Моусоне, Дюмон-Дюрвиле ветер иногда достигает гигантской скорости — более 55 метров в секунду (свыше 200 километров в час).

На созданных внутри континента станциях температура иногда падала до невиданных доселе пределов. 12 мая 1957 года американские зимовщики на Южном полюсе зафиксировали минус 73,3 , а 18 октября минус 74,4°. Советские исследователи на станции Восток-1 9 мая 1957 года отметили минус 70,1°, а 13 июля минус 73,2°.

Советские летчики в Мирном всю зиму не прекращали полетов. Ежемесячно выполнялась ледовая авиаразведка моря Дейвиса; самолеты летали на север от Мирного до чистой воды, которая в конце зимы находится севернее 60-й параллели. Самолеты в мае, июне, июле и августе, используя каждый день с затишьем, доставляли группы гляциологов на остров Дригаль-ского, на шельфовые ледники.

Часто совершались полеты с посадкой на Пионерскую, в Оазис. Неоднократно самолеты летали на Восток-I, куда на парашютах сбрасывали оборудование и продовольствие. Метеорологи вели детальное изучение состояния атмосферы над морем и континентом. По радиозондам, регулярно выпускаемым на станции Восток-I, и на основе высотного зондирования, производимого на самолетах, была установлена интересная особенность. Наиболее низкие температуры в глубине Антарктиды наблюдаются у самой поверхности ледникового купола, а с высотой температура возрастает, причем весьма существенно. Так, в районе станции Восток-I при температуре воздуха у поверхности ледника минус 70° на высоте 300 метров температура была всего лишь минус 40°. Это обстоятельство и позволяло летать в глубинные районы Антарктиды даже зимой. Но посадка была опасной. При 70° мороза резиновые детали становятся хрупкими, как стекло, даже металлические части при этом теряют прочность, замерзает масло и жидкость в тормозных системах шасси.

Но вот в июне со станции Восток-I поступили тревожные вести: два человека опасно больны и их нужно вывезти в Мирный. В районе станции Восток-I стояла глубокая полярная ночь.

27 июня 1957 года летчик Миньков и его экипаж вылетели на Восток-I. С большим волнением следил весь состав Второй советской экспедиции за этим ответственным и опасным полетом. Все кончилось благополучно — больные с Востока-I были доставлены в Мирный.

В Мак-Мёрдо зимой полеты осуществлял вертолет. 12 июля

1957 года, когда он возвращался на базу, пилот из-за обмерзания ветрового стекла потерял ориентировку, вертолет врезался в лед и загорелся. Во время катастрофы погиб старший бортмеханик Нельсон Коул, пять человек были ранены.

Первый в Литл-Америке длительный полет самолета зимой был совершен 26 августа 1957 года. Пролетев вдоль восточной части барьера Росса, летчики, к своему удивлению, увидели, что море, насколько хватал глаз, было свободно от льдов. Лишь в глубине заливов барьера был виден припай.

Трудной была зимовка на станции Берд. Тракторный поезд из Литл-Америки привез сюда мало продовольствия. Предполагалось доставить его в дальнейшем самолетами, однако помешала плохая погода. Жилых помещений было также недостаточно, люди спали в тех же строениях, где работали приборы. Лишь весной сюда доставили продовольствие, и затем были построены новые здания.

На станции Амундсен-Скотт начали проходку наклонного снежного шурфа, который служил для гляциологических исследований. Снежные кирпичи при проходке шурфа поступали в люк снеготаялки, установленной у входа в шурф.

На станции Элсуэрт в первой половине зимы было предпринято несколько разведывательных полетов на расстояние до 300 километров от берега. Затем пургами самолеты замело, и к весне их с трудом откопали из-под десятиметрового слоя снега.

На станции Уилкс велись стационарные наблюдения; кроме того, американские гляциологи изучали погоду и лед на выносной станции (пункт Два), расположенной в 87 километрах от берега, на склоне ледникового купола.

 

Австралийские исследователи выполнили длительную серию наблюдений на временной выносной метеорологической станции на леднике Тейлор, в 100 километрах от основной базы, где проводились стационарные наблюдения.

На станции Дейвис зимой сильных ветров не было. Объясняется это? видимо, тем, что станция расположена вне зоны влияния стоковых ветров.

На французской внутриконтинентальной станции Шарко зимовало три человека. Самая низкая температура, минус 62°, наблюдалась в июле. Связь с основной береговой базой Дюмон-Дюрвиль зимой осуществлялась только по радио. В начале июня

1957 года шесть человек совершили поход к югу от основной базы. В 13 километрах от берега они определили толщину льда в 675 метров при высоте над уровнем моря 500 метров. Следовательно, коренные породы находятся в этом месте на 175 метров ниже уровня моря.

Необходимо отметить, что в первую зиму Международного геофизического года между исследователями разных стран в Антарктиде установились хорошие, дружеские взаимоотношения, развивавшиеся и укреплявшиеся в последующие годы. Специалисты разных стран, работавшие в Антарктиде* обменивались по радио научными результатами, советовались, как лучше поставить наблюдения, а если представлялась к тому возможность, то встречались лично. Стало уже традицией, что австралийское экспедиционное судно, следуя на свои станции Дейвис и Моусон для смены персонала, заходило в Мирный. В сентябре 1957 года из Моусона на небольшом одномоторном самолете прилетали в Мирный пилот Клеменс, начальник зимовки Мазер и гравиметрист Гудспид. На ледоколе «Бертон Айленд» приходили в Мирный и американцы. Суровая природа и горячее желание ученых всех стран изучить эту природу вызывали чувства взаимного уважения и доверия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..