Механизация работ по очистке и окраске стальных опор контактной сети
Очистка металлических опор контактной сети от старой краски и нанесение
нового красочного покрытия выполнялись до последнего времени вручную,
отвлекая значительное количество работников
из числа эксплуатационного персонала. В 1962 г. на
Закавказскую дорогу поступила первая установка для очистки и окраски
опор контактной сети, изготовленная Московским электромеханическим
заводом. Проект установки разработан ПКБ Главного управления
электрификации и энергетического хозяйства МПС по предложению Г. И.
Гарецелова, Б. 3. Вайнштейна и Н. И. Елесина. Испытания этой установки
показали перспективность ее внедрения в практику работы
электрифицированных участков железных дорог. Установка спроектирована на
базе специально переоборудованного прицепа ТП к мотодрезине ТД-5.
Оборудование установлено на полу прицепа
и состоит из бензоэлектрического агрегата 1 (рис.
141), компрессора 2, двух преобразователей 3, красконагнетательного
бачка 4 и ящика для инструмента 5.
Рис. 141. Устройства для механизированной очистки и
окраски опор
Бензоэлектрический агрегат служит для питания
электродвигателя компрессора и электрического инструмента типа С-499 с
гибким валом; он состоит из трехфазного генератора типа ГАБ-4Т/230
(мощностью 4 кет при напряжении 230 б и частоте 50 гц) и
двухцилиндрового двигателя внутреннего сгорания типа УД-2 (мощностью 8
л. с. при скорости вращения
3 000 об/мин). Время работы двигателя без дополнительной заправки
составляет 4 ч. Генератор рассчитан на нагрузку 10 а при cos<p —
1 и 12,5 а при cos ф — 0,8. Для удобства транспортировки агрегат
смонтирован на салазках. Компрессор рассчитай на давление от 2 до 4 am и
производительность 27—30 м3/ч. Емкость резервуара равна 22 л. Вал
компрессора соединен ременной передачей со шкивом электродвигателя
переменного тока мощностью 12,8 кет при
1 440 об/мин. Для облегчения транспортировки компрессор имеет колеса.
Красконагнетательный бачок емкостью 20 л рассчитан на работу при
давлении 3 кГ/см2. Давление краски, поступающей в краскораспылитель,
1,5—2 кГ/см2. Краскораспылитель (пистолет), рассчитанный на работу при
давлении до 3 кГ/см2, обеспечивает производительность до 70 м2/ч и имеет
3 комплекта сопел диаметром 1,2; 1,8; и 2,5 мм. Преобразователь служит
для понижения напряжения и преобразования частоты. Электрический
инструмент типа С-499 рассчитан на мощность 0,45 кет при скорости
вращения 2 790 об/мин, напряжении 36 в и частоте 200 гц; с комплектом
специальных щеток его используют для очистки поверхности опор от
ржавчины и старой окраски.
Щетки насадки имеют различную конфигурацию для удобства подхода ко всем
труднодоступным местам стальных опор. На рис.
142 показана щетка-насадка торцового типа, изготовленная из проволок
стального каната. Пучки проволоки 7 диаметром 1 мм крепят на кольцах 2 и
3, прижимаемых гайкой 5 через шайбу 6 и сепаратор 4 к корпусу 1 щетки.
Рис. 142. Щетка-насадка торцового типа
Рис. 143. Примерная схема расположения оборудования
для очистки и окраски опор:
1 — бензоэлектрический агрегат; 2 и 3 — кабели; 4—компрессор;
5—резинотканевый рукав; 6—красконагнетательный бачок; 7 и 8 —
резинотканевые рукава; 9 — пистолет краскораспылитель; 10 — траверса;
11—блок; 12 — электроинструмент с гибким валом; 13 —пеньковый канат; 14
— противовес; 15 — преобразователь; 16 — кабель
Сжатый воздух от компрессора к красконагнетательному бачку подается
резино-тканевым рукавом диаметром 25 мм. От красконагнетательного бачка
краска под давлением по такому же резинотканевому рукаву поступает к
специальному тройнику, а от последнего по двум самостоятельным рукавам
диаметром 12 мм попадает к пистолетам-краскораспылителям. Воздух под
давлением 4 атм. поступает от компрессора через воздушное сопло в корпус
трансформатора. Силой инжекции через отверстия в нижней части
трансформатора засасывается большое количество атмосферного воздуха,
который и снижает давление в краскораспылителе.
Очистка и окраска опор на двухпутном участке
производится в такой последовательности. Все необходимое оборудование
располагают на прицепе ТП к мотодрезине ТД-5. Дрезину отправляют на
перегон, оборудование снимают с прицепа на обочину или в междупутье
(допускается снятие прицепа на обочину в случае его транспортировки
дрезиной АГМУ). Снятое с прицепа оборудование располагают в определенном
порядке (рис. 143). Бензоэлектрический агрегат 1 устанавливают возле
средней опоры (например, у опоры III, если предусматривается окраска
шести опор в смену по
3 опоры с каждой стороны двухпутного участка) и оставляют на месте до
окончания работ. Компрессор 4 и преобразователь 15 располагают в
середине пролета между опорами I и III, красконагнетательный бачок 6 — у
опоры I.
Когда все оборудование, снятое с прицепа, расположено на бровке и
завешена траверса на опоре I, приступают к монтажу элект-
рической и пневматической схем, а затем к очистке
опоры I, которую ведут 4 чел. После очистки опоры I траверсу с
прикрепленными к ней блоками снимают, 2 монтера приступают к окраске
этой опоры, а 4 монтера, чистивших опору, переходят к опоре II,
укрепляют траверсу с блоками, протаскивают под рельсами провода от
преобразователей к электроинструменту, перекидывают через блоки
пеньковые канаты, укрепляют противоковые канаты, укрепляют противовесы и
приступают к очистке опоры II. Один из моментов очистки опоры показан на
рис. 144. После окраски опоры I (см. рис. 143) 2 монтера переходят к
опоре II, переносят к ней красконагнетательный бачок, резино-тканевые
рукава прокладывают под рельсами (от компрессора к красконагнетательному
бачку) и приступают к окраске опоры.
Очистив опору II, 4 монтера приступают к очистке опоры IV. Далее 2
монтера, окрасив опору II, переносят бачок к споре IV и начинают
ее окраску (опора IV уже очищена, а 4 монтера, чистивших ее, переходят к
опоре III, протаскивая провода в обратном направлении). Очистив эту
опору, 4 монтера переносят преобразователи в середину пролета между
опорами III и V и приступают
к очистке опоры V. Тем временем, окрасив опору IV, 2 монтера переносят
красконагнетательный бачок к опоре III, резинотканевый рукав
протаскивают под рельсами в обратном направлении и приступают к окраске
опоры III. После окраски этой опоры компрессор переносят в середину
пролета между опорами III и V, подсоединяют резинотканевые рукава и
заправляют красконагнетательный бачок краской; 2 монтера приступают к
окраске опоры V, а 4 монтера заканчивают очистку опоры VI.
Следовательно, очистка опор опережает окраску. После окраски опоры V
красконагнетательный бачок переносят к опоре VI, а резинотканевый рукав
протаскивают под рельсами (на схеме рис. 143 показано пунктиром) и 2
монтера приступают к окраске опоры VI. Остальные работники бригады
подготавливают оборудование к погрузке на прицеп для следования на
дистанцию.
При работах по очистке и окраске опор строго придерживаются следующего
порядка:
монтеры должны работать только в присутствии наблюдающего; во время
работы без снятия напряжения с контактной сети за-
прещается подниматься на опору выше 5 ж от уровня
земли и приближаться к токоведущим частям на расстояние менее 3 м
струя пистолета-краскораспылителя не должна направляться на токоведущие
части и изолирующие элементы;
персонал, очищающий и окрашивающий опоры механической установкой, должен
быть обучен правилам производства работ.