Проверка радиального и вертикального зазоров легче всего осуществляется
приемом, основанным на том факте, что анкерная вилка не уравновешена
относительно своей оси. Если радиальный и вертикальный зазоры не слишком
малы, то при перемене горизонтального положения механизма на
вертикальное хвост вилки под влиянием собственного веса переместится от
одного ограничительного штифта к другому. При этой проверке механизм не
заведен, а зубья анкерного колеса не должны касаться палет.
Нужно также проверить, не велики ли вертикальные и радиальные зазоры. В
качестве инструмента применяется тонкий пружинящий пинцет,
обеспечивающий чувствительность. Тонкими концами этого пинцета
захватывается хвост вилки около оси и вертикальными перемещениями оси
вилки от верхнего камня к нижнему и, наоборот, проверяется вертикальный
зазор. При этом определяется также, нет ли изменения радиального зазора
от одной из перечисленных выше причин. Если это имеет место, то
обнаружится заедание цапф в камнях при вертикальных перемещениях оси.
Величина радиального зазора определяется следующим
образом. Если нужно проверить, например, зазор у верхней цапфы, то вилка
также захватывается пинцетом за хвост, слегка прижимается к нижнему
камню и осторожно покачивается. Наличие чрезмерного зазора цапф в
верхнем камне лег ко просматривается в лупу.
Для проверки радиального зазора цапф оси вилки в отверстиях камней можно
также применять и другой прием Вилка цапфой оси устанавливается
поочередно в отверстие камня в платине или в анкерном мосту. При
осторожном покачивании вилки по отношению к плоскости платины или моста
по величине углов ее наклона можно судить о величине радиальных зазоров.
Успешное пользование этими приемами требует некоторого навыка.
Проверке радиальных и вертикальных зазоров оси вилки было уделено столь
большое внимание потому, что неправильное выполнение этих зазоров может
привести к нарушениям нормальной работы спуска.
Проверка положения палет по вертикали относительно анкерного колеса
производится просматриванием в лупу. Напомним, что зубья анкерного
колеса должны находиться примерно посредине толщины палет.
Вследствие нарушения соосности камней или при пере-косе вилки, которые
могут появиться во время ее насадки на ось, иногда возникает
недопустимый перекос плеч вилки. Это легко обнаружить проверкой на глаз
зазора между верхней плоскостью вилки и анкерным мостом.