ПРОВЕРКА И УСТАНОВКА РАДИАЛЬНЫХ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ
ЗАЗОРОВ ЦАПФ ОСИ БАЛАНСА ЧАСОВ
Эта работа должна выполняться особо тщательно. Малейшая ошибка может
привести к повреждению цапф баланса и порче камней.
Необходимо соблюдать исключительную чистоту, чтобы не загрязнить цапфы
баланса и камневые подшипники. Прежде чем устанавливать баланс в
механизм, необходимо проверить посадку балансового моста на его
базирующих штифтах. Если мост устанавливается на штифты с заметным
усилием, то при установке баланса нужно быть особо внимательным и
осторожным, чтобы не поломать и не попортить цапф оси баланса и. камней.
Ни в коем случае не устанавливать балансовый мост до полного прилегания
его к платине и не закреплять винтом до тех пор, пока нет уверенности в
том, что цапфы оси оказались в отверстиях камней.
Вертикальный зазор оси баланса в часах «Победа» и «Звезда» должен быть
от 0,02 до 0,03 мм, у часов «Салют»— от 0,01 до 0,03 щм. Этот зазор
проверяется тем же приемом, каким пользовались при проверке зазора
анкерной вилки. В данном случае баланс захватывается пинцетом за
перекладину. Если вертикальный зазор велик или мал,' то изменения зазора
достигаются осторожной, незначительной подгибкой утоньшенной части
балансового моста, снятого с механизма.
Величина радиальных зазоров цапф оси баланса в сквозных камнях должна
быть для часов «Победа» и «Звезда» от 0,005 до 0,015 мм, для часов
«Салют» — от
0,005 до 0,01 мм. Проверка может быть осуществлена теми же методами,
которые применялись для контроля радиального зазора цапф вилки, причем
положение цапф оси в отверстии сквозного камня просматривается через
сильную лупу или микроскоп сквозь накладной камень.
Проверка цапф баланса сквозь накладной камень при помощи микроскопа с
увеличением в 30—50 крат позволяет определить также состояние цапф,
чистоту и целость камней, распределение масла в межкамневом зазоре.
Благодаря наличию скругления у отверстий сквозных балансовых камней
незначительные перекосы сквозного камня менее сказываются на изменении
зазоров, чем у оси анкерной вилки.
Однако неправильное положение накладного или
сквозного камня вызовет неправильное распределение масляной капли в
межкамневом зазоре (фиг. 84).
Следует упомянуть об одном случае, который может привести к нарушениям в
работе механизма. Речь идет о том случае, когда в месте перехода
цилиндрической поверхности цапфы в сферическую поверхность пятки имеется
небольшой заусенец (фиг. 85). При горизонтальном положении часов он
может расположиться между камнями и не будет влиять на работу механизма.
При перемене положения часов на вертикальное за счет вертикального
зазора
оси заусенец будут касаться отверстия в сквозном
камне, что вызовет увеличение трения, соответственное уменьшение
амплитуды колебаний баланса и нарушение точности работы часового
механизма.
Фиг. 84. Расположение масла в подшипниках оси
баланса при перекосе накладного камня.