С этой точки зрения очень важно техническое регулирование. Техническое
регулирование должно заставить наш бизнес перейти на высокие технологии,
только это позволит нам установить тот "мостик", о котором мы сегодня
говорим.
С. М. Миронов. Спасибо.
Уважаемые коллеги, к сожалению, я должен уйти, дальше вести заседание
будет Вячеслав Михайлович Бузник. Я обязательно потом просмотрю
стенограмму.
Я, заслушав те выступления, которые прозвучали, хочу высказать надежду,
может быть, даже уверенность в том, что ка-кие-то практические
рекомендации для нас, законодателей, мы сегодня на заседании
Научно-экспертного совета получим.
Желаю вам успешной работы по вашим направлениям. До новых встреч!
B. М. Бузник, ответственный секретарь Научно-экспертного совета.
Уважаемые коллеги, продолжаем заседание. Я предоставляю слово Сергею
Ивановичу Голанову, представителю Томского государственного
университета.
C.И. Голанов. Уважаемые коллеги! Данная работа выполнена по контракту с
бизнесом Томской области, когда была поставлена задача решить проблему
малых месторождений.
Крупные месторождения можно связать продуктопроводами, вывести в
газоперерабатывающий завод, где можно разделять попутный нефтяной газ,
подавать сухой газ в магистрали "Трансгаза" и, соответственно, получать
ценное углеводородное сырье, которое можно вывозить. Малые же
месторождения получаются абсолютно нерентабельными, и в связи со сложной
логистикой месторождений единственным транспортом на данный момент там
может быть только трубопровод — следовательно, надо получать продукт,
который соответствует качеству, который можно добавлять в нефть.
На слайде представлены основные реакции превращения метана и попутного
газа в синтез-газ.
В данном случае нами синтезированы и использовались металлооксидные
катализаторы, полученные высокотемпературным самораспространяющимся
синтезом, они показали себя высокоэффективными. Красная область — это
платина и платино-родиевые сплавы, которые сейчас разрабатываются и у
нас, и в американских фирмах. По эффективности наши катализаторы им не
уступают, причем не содержат благородных металлов.
Разработано несколько концепций работы
автотермического реактора, они представлены на слайдах.
У каталитических блоков удельная производительность оказалась
значительно выше в случае паровоздушной конверсии, чем у катализаторов в
установках паровой конверсии метана. То есть была достигнута
производительность порядка 2000—2300 куб. метров синтез-газа с 1 куб.
метра реакторного пространства в час.
Здесь представлены автотермические реакторы производства синтез-газа.
Внизу показана производительность в кубических метрах к объему
катализатора в метрах в час. Справа реактор производит 10 нанометров в
час в автотермическом режиме син-тез-газа, левый реактор — 15.
Так как проблема газосепарации попутных нефтяных газов стоит очень
серьезно, особенно на нефтяных месторождениях, рассматривался вопрос о
том, чтобы прямо без сепарации попутный нефтяной газ перерабатывать в
синтез-газ.
Нами были проведены опыты на автотермических реакторах. Установлено, что
в принципе можно успешно перерабатывать синтез-газ с содержанием тяжелых
фракций ПНГ с содержанием тяжелых углеводородов до 28 процентов объемных
(пропан, бутан, интан).