На этом слайде показано, каким образом будет
использоваться попутный газ, добываемый "Роснефтью", в результате
реализации газовой программы.
Около 2 миллиардов — это выработка тепло- и электроэнергии на своих
теплогенерирующих мощностях, около 5 миллиардов — это поставка СОГ в
систему ЕСГ "Газпром" и часть — на заводы СИБУРа. Около 4 миллиардов
(3,6 миллиарда) — это закачка в пласт в основном на поддержание
пластового давления.
При строительстве электростанций и компрессорных станций строятся и
установки по подготовке газа классической конфигурации, по выделению
ШФЛУ и доведению газа до требований ГОСТа. Никаких высоких технологий
здесь мы не видим, а проблема решается. Тем не менее стоимость этой
программы составляет астрономическую сумму — 100 млрд. рублей.
На этом слайде приведен перечень факторов. Мы довольно быстро достигаем
показателя 90 процентов, вводя крупные компрессорные станции,
газопроводы. А вот от 90 до 95 процентов у нас в настоящее время
технических решений нет, потому что это касается мелких, небольших
месторождений, разбросанных по территории и находящихся далеко от
потребителей.
Отрицательные факторы, которые не позволяют нам
утилизировать легко этот газ. Это малый объем добычи газа; это большая
удаленность от газотранспортной системы; высокое содержание механических
примесей (в основном это сероводород и азот) — до 80 процентов достигает
по некоторым месторождениям; резкое изменение уровней добычи газа. То
есть в начале разработки небольших месторождений мы получаем
максимальные объемы добычи газа, которые быстро сходят на нет, и
незначителен период эффективной добычи попутного газа на малых
месторождениях.
В настоящее время в компании рассматриваются варианты по использованию
инновационных технологий для подготовки попутного газа. Мы пока выбрали
три небольшие технологии и две из них в настоящее время пытаемся
включить в план НИОКР — это осушка и очистка попутного газа от кислых
компонентов и тяжелых углеводородов с применением мембран. То есть
мембранная технология разработана, но она не применяется для того, чтобы
заниматься подготовкой попутного нефтяного газа.
И вторая интересная тема — это использование осушки газа с применением
технологий сверхзвуковой сепарации газа. Мы провели испытание этой
технологии на природном газе, она себя положительно зарекомендовала.
Рассчитываем, что на попутном газе тоже можно будет достичь каких-то
положительных результатов.
И третья технология, которая нас заинтересовала, но пока находится в
первоначальной проработке, это переработка попутного газа с получением
высокодисперсного технического углерода очень мелкой дисперсии. Это уже
нанотехнологии, которые используются в космической сфере и в
авиастроении для производства углепластиков.
На этом слайде приведены основные положительные и отрицательные стороны
этих технологий.
На следующем слайде приведены объемы газа, который предполагается
использовать по классическим технологиям. Это самостоятельная
переработка и поставка СОГ в единую систему газоснабжения, сбор
попутного газа и поставка на переработку двусторонним
газоперерабатывающим заводам.
В связи с этим повышение рационального использования попутного нефтяного
газа у нас невозможно без решения следующих вопросов. Первый — это
обеспечение недискриминационного доступа в единую систему газоснабжения.
Уже много лет прорабатывается постановление Правительства (Федеральная
антимонопольная служба готовит его) о недискриминационном доступе, но
пока мы не можем этот документ получить. Да, с "Роснефтью" удается
решать вопросы, а с "Газпромом" нет. В последнее время "Газпром" идет
нам навстречу, но проблема законодательно пока не решена. И следующее —
это стимулирование, расширение действующих и создание новых крупных
газоперерабатывающих мощностей.
На слайде представлены предложения по стимулированию мероприятий с целью
повышения уровня использования попутного нефтяного газа. В чем
заключаются эти проблемы? Это низкая экономическая эффективность
проектов повышения уровня использования попутного нефтяного газа. Наше
предложение — принятие нормативных правовых актов с государственной
поддержкой, разработка инновационных технологий использования ПНГ с
учетом потребностей нефтяных компаний.
Стоит проблема отсутствия нормативно-правовой базы, регламентирующей
деятельность, связанную с добычей и использованием попутного нефтяного
газа. Необходимо принять федеральный закон, подготовленный Российским
газовым обществом, о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по использованию ПНГ. Законопроект разрабатывался
Российским газовым обществом с привлечением нефтяных компаний. Мы
считаем, что он имеет довольно высокую степень готовности, но он уже
несколько лет не может получить форму закона.
Следующая проблема — это сложность решения и зависимость от "Газпрома"
по доступу в ЕСБД , я вам об этом уже сказал. Сложность процедур по
государственному регулированию проектов, реализуемых в рамках Киотского
протокола. В настоящее время мы два проекта реализуем по Киотскому
протоколу — это ДКС "Комсомольская" в "Пурнефтегазе", то же самое — на
Харам-пурском месторождении. Каждый проект позволяет утилизировать около
1 млрд. кубометров попутного газа. Требуется, чтобы МЭРТ ускорил и
упростил процедуру рассмотрения заявок об утверждении проектов,
реализуемых в рамках статьи 6 Киотского протокола. Может быть, этот
вариант — уже не актуальный вопрос, потому что в 2012 году заканчивается
действие Киотского протокола, а новых предложений пока не видно. Тем не
менее такая проблема есть.
Сложной является процедура получения доступа к единой национальной
энергетической сети для производителей электроэнергии, вырабатываемой на
сухом отбензиненном газе, получаемом из попутного нефтяного газа. Но
здесь уже Сергей Михайлович говорил, что есть продвижение в этом
направлении и должны быть какие-то законодательные решения.
Еще одна проблема — убыточность проекта повышения
уровня использования попутного нефтяного газа. Здесь много говорилось о
причинах того, что попутный нефтяной газ, его переработка являются
убыточными. Поэтому необходимо внести изменения в законы и
правительственные документы, в том числе в постановление № 7 от 8
января, которые позволяют реализовывать лишь экономически эффективные
проекты, пока не будут найдены экономически эффективные решения.
В.М. Бузник. Спасибо. Я отметил бы последний слайд: там конкретные
предложения, что очень ценно.
Следующий докладчик — Наталия Николаевна Кисленко, начальник управления
мониторинга производства и реализации жидких углеводородов ООО "Газпромразвитие".