Смазочная система двигателя ЗИЛ-5081.1000401 автомобиля ЗИЛ-131Н

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобиль ЗИЛ-131 Н и его модификации. Руководство по эксплуатации (С.И. Глазачев) - 1990 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Смазочная система двигателя ЗИЛ-5081.1000401 автомобиля ЗИЛ-131Н - часть 1

Смазочная система двигателя комбинированная: масло подается под давлением и разбрызгиванием (рис. 17). Охлаждается масло в радиаторе.

Масляный насос — двухсекционный, шестеренный. Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя и центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редукционный клапан верхней секции насоса отрегулирован на давление 0,32 ... 0,40 МПа (3,2 ... 4 кгс/см2). Перепускной клапан нижней секции масляного насоса отрегулирован на давление 0,12 ... 0,15 МПа (1,2 ... 1,5 кгс/см2).

Фильтр очистки масла (рис. 18) — центробежный, с реактивным приводом (полнопоточная центрифуга), включен в смазочную систему последовательно, ротор вращается под действием реактивной силы, создаваемой струями масла, вытекающими через два сопла.

Правильность вращения ротора проверяют на слух. После остановки двигателя исправный ротор продолжает вращаться 2 ... 3 мин, при этом слышен своеобразный

звук. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки ротора, на которых они откладываются, в результате чего образуется плотный осадок. Этот осадок удаляют при чистке одновременно со сменой масла в картере двигателя.

 

 

 

Рис. 17. Схема смазывания двигателя

I — поступление масла к осям коромысла; II — движение масла по коромыслу III — смазывание стенок цилиндра; 1 — трубка для подвода масла в масляный радиатор; 2 — кран масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — канал для подвода масла от насоса к фильтрам; 5 — маслораспределительная камера; 6 —- фильтр очистки масла; 7 — кривошипно-шатунная группа компрессора, смазываемая разбрызгиванием; 8 — левый магистральный канал; 9 — трубка подачи масла для смазывания компрессора; 10 — трубка для слива масла из компрессора; 11 — масляный радиатор;
12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 — маслоприемник;
14 — грязесборник для очистки масла; 15 — правый магистральный канал; 16 — канал в стойке коромысла клапана; 17 — полая ось коромысла; 18 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенки цилиндра; 19 — указатель давления масла (манометр); 20 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла

 

 

Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20 ... 30 мин. Затем рекомендуется выполнить следующее:

1) отвернуть гайку-барашек и снять кожух фильтра (в случае затрудненного демонтажа кожуха фильтра необходимо предварительно снять воздушный фильтр, как это рекомендовано в разделе «Воздушный фильтр»);

2) вывернуть пробку 26 в корпусе и вставить в отверстие стальной стержень диаметром 8 мм и длиной не менее 100 мм, удерживающий ротор от вращения;

3) отвернуть гайку 11 ключом для завертывания свечей, снять крышку ротора вместе с гайкой;

4) снять вставку 7 и сетчатый фильтр 6;

5) очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их; при сильном засмоленим сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах следует сменить сетчатый фильтр;

6) очистить от грязи прокладку 2 корпуса фильтра.

Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца

кожуха недопустимо, так как это приводит к течи масла.

Сборку центрифуги необходимо проводить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 надо установить, как показано на рис. 18, предварительно отцентрировав его по бортику ротора центрифуги.

 

 

 

Рис. 18. Центробежный фильтр очистки масла:
1 — корпус; 2 и 17 — прокладки; 3 — ротор; 4 и 10 — уплотнительные кольца; 5 — крышка ротора; 6 — сетчатый фильтр; 7 — вставка; 8 — кожух фильтра; 9 — ось ротора; 11 — гайка крышки ротора; 12 — гайка-барашек;
13 — гайка; 14 — разрезная шайба; 15 — упорная шайба; 16 и 24 — шайбы; 18 — пружина; 19 — трубка для слива масла; 20 — упорный подшипник; 21 » сопло; 22 «=» перепускной клапан; 23 — пружина клапана; 25 - штуцер клапана; 26 » пробка

 



Перед установкой крышки необходимо проверить, легко ли вращается ротор. Гайку-барашек крепления следует затягивать усилием руки. Запрещается отвертывать гайку 13 на оси ротора и снимать ротор во избежание повреждения подшипников скольжения. Только в случае неудовлетворительного вращения ротора на оси необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку на оси, снять корпус ротора и проверить состояние узла ось— втулка. При снятии крышки ротора следует предотвратить выпадение упорного кольца подшипника в корпус фильтра. При засорении втулок их следует промыть в бензине или керосине. В случае засорения жиклеров прочищать их надо таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие. Установку ротора на ось проводят в обратной последовательности. После очистки и окончательной сборки проверяют вращение ротора при работе двигателя на слух.

Вентиляция картера — принудительная, открытая, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя под карбюратор через специальный клапан 4 (рис. 19), сообщающийся с внутренней полостью двигателя. При работе двигателя с прикрытыми дроссельными заслонками карбюратора под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается вверх и уменьшает площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода под карбюратор малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

При работе двигателя с полностью открытыми дроссельными заслонками разрежение во впускном трубопроводе снижается, и клапан под действием пружины опускается вниз, открывая проходное сечение.

Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через маслоуловитель 2, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр 1, объединенный о маслозаливной горловиной. Очищать и промывать фильтр необходимо каждый раз при смене масла в двигателе.

Для отключения системы вентиляции при преодолении брода установлен кран 3. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..